Приветствую Вас Гость | RSS
Четверг
21.09.2017, 20:52
Одежда-макраме
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Categories
Макраме [62]
Полезное [34]
Мода [34]
Рукоделие [87]
Кино,актеры [5]
История появления вещей [40]
для детей своими руками [28]
Дизайн, Интерьер [36]
Куклы [9]
интересные Рецепты [11]

Archive

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Block title
free counters бесплатный счетчик посещений
widget

Главная » Статьи » Макраме

История Макраме
9

История Макраме    источник

Определение термина «макраме»
Происхождение и распространение узелкового плетения
Описание узлов, используемых в макраме
Морские узлы, назначение и применение
Использование узлов в жизни человека
Взлеты и падения искусства Макраме
Макраме в наше время


Определение термина «макраме»
Макраме – это один из видов декоративно-прикладного искусства, основой которого является плетение (завязывание узелков). В переводе с арабского «миграмах» - тесьма, кружево, а с турецкого «макрама» – шарф, салфетка с бахромой. В разные времена искусство плетения называлось по разному: квадратное плетение, узелковое кружево, узелковая бахрома, мексиканское кружево, шнурок Макнамары, плетево, узорочье. И только в 19 веке этот вид рукоделия, ремесла и искусства стали называть макраме. В любом случае – это изделия из узелков. 

Происхождение и распространение узелкового плетения
Начало плетения изделий из узлов большинством исследователей относится к IX веку до н. э. Самые древние узлы были найдены в Финляндии, они датируются неолитом (поздним каменным веком). При проникновении в глубь времён, к истокам жизнедеятельности человека на планете, археологи установили, что уже в самом начале своего существования человек ис-пользовал узел. Как только первобытный человек научился прясть, сучить растительные во-локна и шерсть животных, из которых можно сделать трос, верёвку, он, видимо, сообразил, что два конца можно соединить, и завязал первый узел. А верёвки и возможность вязать из них узлы ох как были необходимы ему и для охоты (обточенный камень привязывается к палке), и для рыбной ловли (вязание сетей), и для постройки жилья. Верёвкой же привязывали приручаемых животных, при помощи верёвки и узлов связывали плот. Первобытные люди охраняли это умение от чужих, передавая его по наследству.

Помимо прямого применения, узлы становятся основным элементом для большой группы изделий декоративно-прикладного характера. На рубеже каменного и бронзового веков выделяется своеобразное искусство вязки узлов и плетений. Появляются особые узлы, имеющие культовое значение (группа священных узлов).

Археологические находки, связанные с использованием узлов, а это, прежде всего, сети, находящиеся в различных музеях мира, в частности в музеях Скандинавии, свидетельствуют о том, что сначала рыбаки плели безузловые сети. Но такие сети постоянно расползались и вся добыча уплывала в море. Заметив позже, что если нити не просто перекидывать, а ещё и перекручивать, то сеть будет прочнее, человек приступил к изготовлению скрученных сетей. Со временем совершенствовались и материалы, из которых плелись сети, и сами узлы. Самые древние узлы – «перуанский» и «свайной». Названы они так потому, что сети с такими узлами плели (и плетут ныне!) рыбаки из Перу и Океании, жители побережья Конго. Следующим шагом на пути цивилизации стало изобретение нескользящих узлов, благодаря которым ячейки сетей могли долго удерживать форму, даже постоянно находясь в воде. Так были придуманы «ткацкий» и «рифовый» узлы.

Древнейшее искусство завязывать узлы было необходимо во многих видах деятельности человека. Однако изобретателями самых хитроумных и практичных узлов считаются моряки. Крепление снастей и парусов на кораблях с помощью верёвок, канатов, тросов требовало умения вязать очень крепкие и прочные узлы. Само ремесло побуждало моряков к изобретению всё более совершенных узлов. А кроме того, плавание на парусных судах тех времён – процесс долгий. И вот, коротая свободное от вахт время, оторванные от дома и семей мореплаватели находили ещё и развлечение в придумывании и изготовлении не только крепких, но и красивых, хитроумных узлов. Непроизвольно узлы сплетались в какие-то сначала, видимо, бесхитростные изделия: цепочки, пояса, подвески.
Моряки же и поспособствовали распространению искусства узелкового плетения по свету, т. к. свои поделки они дарили или продавали в различных портах мира. От моряков этот вид искусства переняли женщины.
К XIV-XV векам с искусством узелкового плетения познакомились жители Испании, Индии, Китая, Италии. В культуре разных народов можно найти свидетельства существования этого вида рукоделия. Примеры плетёных украшений сохранены временем в разных местах и различных вариантах. Это и украшения на одежде, это и вырезанные из камня узоры плетения на соборах и дворцах. В кафедральном соборе в Мадриде найдены рисунки узоров и узлов ма-краме того времени. А в раскопках древнего Новгорода были найдены деревянные сосуды, резьбы на которых прямо указывает на знания мастерами техники плетения.

В XVII-XVIII веках узелковое плетение распространилось в Северной Европе и Север-ной Америке, а в Викторианскую эпоху им заинтересовались в Англии. Известно, что поклон-ники этого занятия принадлежали к самым высоким кругам общества. Английская королева Мария в 1600 г. училась плетению в Голландии, а в XVIII веке, когда плетение тоже было в фаворе, жена Георга III Шарлотта сплела кайму к изгороди внутреннего дворика дворца.

Искусство макраме в XIX веке пришло в Чехию и в Польшу, а оттуда на рубеже веков в Россию.

Узел, завязанный на дверях саркофага Тутанхамона (1400 год до н.э.)

Описание узлов, используемых в макраме
Американец Клиффорд Ашлей, бывший моряк торгового флота, долгие годы собирав-ший рисунки, схемы различных узлов, в 1944 году опубликовал книгу, в которой даются поня-тия о 700 узлах. Сегодня специалисты различают более 500 узлов. Число названий морских узлов, которые находят применение, не превышает 40, а в декоративном рукоделии макраме используется около 15 узлов и всевозможные переплетения на их основе.

Все существующие разновидности узлов можно разделить на несколько типов:
- узлы для завязывания двух концов;
- затягивающие узлы и петли;
- быстро развязывающиеся узлы.

Узлы макраме различаются и по степени сложности. Сложность узлов оценивается ко-личеством переплетений. Даже сейчас, когда любой человек может купить любую книгу о плетении, некоторые узлы остаются малораспространенными, потому что нужно много практиковаться, чтобы потом работать с такими узлами без схем, по памяти. Следует отметить, что большинство узлов изобретены в древности и современный рядовой человек знает о них гораздо меньше, чем первобытный.

Однако у макраме есть большой плюс – его гибкость. Достаточно знать принципы и не-сколько распространенных приемов плетения и Вы сможете свободно импровизировать. Да что там – одного плоского узла уже достаточно, чтобы плести какие-то вещи.

Узелковое плетение, как никакое другое рукоделие, выполняется одновременно двумя руками. Когда плетут узел вокруг натянутой нити или пряди одной рукой, важно не отпустить натянутую нить до тех пор, пока не закончено плетение узла другой рукой. Основное требова-ние к плетению: оно должно быть плотным, чтобы изделие приобретало четкую устойчивую форму. Аккуратно и равномерно затянутые узлы – залог того, что вещь получится добротной.

Узелковое кружево смотрится красиво, изделия из него долговечны.

Морские узлы, назначение и применение
 Перейти на соответствующую страницу… 

Использование узлов в жизни человека
Есть версия, что человечество научилось плетению, наблюдая, как пауки плетут свои невесомые паутины-ловушки. Известный путешественник Миклухо-Маклай после знакомства с жителями Новой Гвинеи описал, как эти люди пользуются паутиной. Большой прут бамбука они сгибают в форме петли и приставляют вплотную к паутине огромного паука. Паук думает, что бамбуковая рама – это часть его владений, и очень скоро оплетает ее прочной паутиной. Сняв эту раму, туземцы могут ловить ее рыбу.

Тропические пауки нефилы плетут практически невесомую паутину золотистого цвета. Она гораздо тоньше шелка гусеницы шелкопряда, но по прочности сильно превосходит ее. Конечно, такая ткань невероятно дорого стоит, но ее уже научились применять в оптике и приборостроении в наше время.

Многие явления науки, техники, бытовой и духовной жизни человека неразрывно связаны с понятием узла. Мы знаем о морских узлах – скорость движения судов; узлах – в физике – точках или поверхностях в стоячих волнах; узлах в строительных конструкциях, на путях сообщения; гидроузлах, трансляционных узлах; санузлах; горных узлах – участках горной системы. Да и наши человеческие отношения мы часто признаём завязанными в «тугой узел». Все эти значения накапливались тысячелетиями, незаметно присовокупляя к коротенькому слову «узел» всё новые и новые понятия.

Существует, к примеру, довольно хитроумный узел, изобретённый немецким математи-ком Августом Фернандом Мебиусом (1790-1868 гг.), в котором исчезает разница между внут-ренней и внешней поверхностями ленты, связанной этим узлом. Достиг такого эффекта Меби-ус тем, что, перекрутив один раз плоскую ленту под углом 180°, склеил оба её конца. Ленту Мебиуса используют при изготовлении приводного ремня. Благодаря исчезновению разницы между внутренней и внешней поверхностями ремня, износ последнего, соответственно намно-го уменьшается.
Изобретение английским врачом-пенсионером Эдвардом Хантером в 1968 году нового узла вызвало в кругах специалистов и любителей многих стран своего рода сенсацию. И, хотя британские патентоведы выдали Хантеру патент на изобретение в 179 году, американцы обнаружили, что такой узел уже был описан 29 лет назад Ф.Д.Смитом в статье "Узлы для горо-восходителей". По существу этот узел представляет собой удачное сплетение двух простых узлов. Поскольку фамилия Хантер в переводе с английского означает "охотник", в отечественную литературу Л.Н.Скрягин ввел этот узел под названием "охотничий". Охотничий узел дал начало нескольким другим прочным и надежным узловым конструкциям. Любопытны опыты формирования узлов, предпринятые Голдобиным. Он показал, что, трансформируя узловую конструкцию, можно придать узлу неожиданные свойства. Определенный интерес представляет вязка не двух, как обычно, а трех тросов, как одного, так и разных диаметров. Оригинальные (новые) узлы, не встреченные нами в доступных публикациях, помечены в дальнейшем знаком * и годом создания. Исключением является узел "девятка", предложенный на слете туристов в Челябинске (Миас) и на протяжении 40 лет широко используемый и публикуемый.

Но, видимо, ближе остальных к интересующим нас узлам, используемым в искусстве макраме, находится понятие «морской узел» - в соответствии с БСЭ – метод и место связывания двух концов троса между собой, а также петля на конце снасти, обвязка тросом какого-либо предмета. Изобретателями самых надежных и интересных узлов являются моряки. Появившийся в третьем тысячелетии до нашей эры парусный флот был невозможен без веревок, которыми крепились мачты, реи и паруса. Но наузы использовались не только для того, чтобы придать какие-либо качества, а еще и для того, чтобы уберечься от враждебных дейстсвий, бо-лезней, призвать удачу. По поверьям приморских народов, при помощи узлов можно влиять на ветер. Эстонские мореходы полагали, что финские колдуны могут перегонять плохую погоду бури и штормы к соседям. Считалось, что эти колдуны способны заточать силу ветра в три узла. Если развязать первый узел, подует легкий ветерок, если развязать второй — на волю вырвется сильный шквалистый ветер, а третий узел заключает в себе шторм и ураган. В средние века моряки островов Северной Европы верили в магическую силу трех узлов, завязанных на снастях корабля. Моряки, выходя в море, покупали у старух-ведуний пучки «хороших ветров» — связанные в узел обрезки веревок, над каждым из которых произнесено определенное заклинание. Развязывая эти узлы последовательно, они вызывали попутный ветер.
Во времена Петровского периода, когда распространился парусный флот, уставом было определено, чтобы каждый моряк знал 70 обязательных узлов. Дворяне, служившие на флоте, сдавали экзамен на знание всех этих узлов.
К расцвету парусного флота в морском деле насчитывалось почти 500 узлов.

Источниками для изучения применения узлов в практике стали неоднократно обнару-живаемые при археологических раскопках древние колесницы с упряжью и парусные корабли с сохранившейся оснасткой. На верёвках и ремнях этих находок было обнаружено значительное количество применяемых древними мастерами узлов. Интересно отметить, что практически все они известны и в настоящее время. Изобретённый и оказавшийся удачным в применении узел, как видно, уже не терялся во времени, а крепко запоминался потомками.

Исторические находки свидетельствуют о том, что узелковое плетение служило самым различным целям, причем во многих древних цивилизациях. Так, один из важных способов использования узлов, - узелковое письмо "кипу " и "вамнум" было широко распространено у индейцев (инки и ирокезы) доколумбовой Америки, да и сейчас индейцы Северной и Южной Америки могут передать информацию системой узлов. Узлы применялись для передачи информации (узелковая грамота). В культуре инков была система узелковой письменности. Для этого они использовали цветные шерстяные шнуры, имевшие от одной до девяти затянутых петель. Так же древние инки применяли узлы при строительстве мостов. Узелковым письмом пользовались в Индии, других азиатских странах, кое-где в Африке, его применяли аборигены Австралии. В Прибалтике им пользовались и в XX веке. В Древнем Китае существовало узел-ковое письмо «цзэ-шэн». Намного позднее из узелков стали плести талисманы и амулеты, ко-торые носили на шее или на руке. В Китае узелковое плетение, как правило, выполняется из ниток или веревочек красного цвета. Ведь в Китае именно красный цвет – это символ счастья, добра и процветания. 

Также узлы применялись для счета. С помощью комбинаций узлов обозначались цифры, включая пятизначные. В древности, об информационной нагрузке, которую несли и несут узлы, осталось в выражении «завязать на память узелок» и в обычае перебирать четки. При перебирании четок, которые могли состоять как из бусин, так и из узлов, молящийся вспоминает в правильной последовательности соответствующие молитвы или имена Бога.

Варьируя форму, величину, цвет узлов, их взаимное расположение накапливалась ин-формация, передавались и получались сообщения. В этнографических музеях Литвы вы можете увидеть клубки и связки разноцветных ниток, которые являются либо хозяйственными записями, либо рецептами народной медицины. Знахарь обычно выдавал нити с узлами больным с поврежденными костями или суставами. Петелькой отмечалось начало процедур, на нити определенными сочетаниями узлов отмечалось количество процедур и дней, в которые эти процедуры надо проводить. Цвет же нити указывал на то, какие именно процедуры должны проводиться. Так, зеленый цвет указывал на применение настоев трав, желтый - восковых аппликаций, красный  - сухого тепла, белый  - холода, оранжевый - горячих припарок, а серый - процедур с паром или парения в бане.


У прибалтийских народов даже очень сложные способы лечения были записаны узелками, при помощи узелкового письма велась родословная древних и разветвленных семейств. (Читать заметку об узелковой грамоте…)
Узоры, выплетенные узлами, нередко воспроизводились затем в камне, дереве, металле. Из узелков плелись талисманы, амулеты, которые носили на шее или на руке во времена язы-чества. Из-за недолговечности естественных текстильных материалов древние изделия, выпол-ненные узелковым плетением, почти не дошли до нас. Но даже немногие старинные вещи, хранящиеся в музеях и запасниках, и сейчас поражают красотой и изысканностью.

Особый интерес представляют амулеты, входящие в состав женских украшений. При раскопках в Новгороде найдены остатки плетеных сапожек, плетеной гривны из нитей свин-цово-оловянного сплава. В Белгороде обнаружена плетеная из золотых нитей тесемочка с женского воротника XIII века, другая находка – тоже женское украшение XIV века из раскопок под Керчью. При раскопках ближних пещер в Киеве обнаружен плетеный крест XVI века. Плетение на Руси считалось особым искусством. Расцвета узелковое плетение достигает во время формирования Киевской Руси. Узел воспринимался не просто как плетение нитей, а выступал символом таких понятий, как жизнь, счастье, хлеб, солнце, любовь.

Искусство узелкового плетения на Руси было чрезвычайно популярным. Доказательст-вом тому служит использование орнаментов древнерусского плетения в ювелирных изделиях, в архитектуре, в аксессуарах воинской формы (гусарские кивера). Особенно преуспевали те, кто украшал страницы рукописных книг. (рис.). Заставки книг книжники сдабривали победными флагами, завитками, цветами, головами фантастических чудищ, сложными хитросплетениями (рис.).

Плетение языческое тесно переплеталось с христианским, но неоднократно прерывалось нашествиями, запретами и войнами. Вера в силу ладанок, столь распространившаяся уже на православной Руси, безусловно, своими корнями уходит в веру наших далеких предков в силу наузов, украшений и амулетов, подвешенных на шеях верных боевых коней древних витязей. 

Кроме узелкового существовало на Руси безузелковое плетение в виде косичек – плоских переплетений (плетешок), фигурная штопка.

Не перечесть всех ремесленных профессий, связанных с плетением: ременник, кнутник, гайтанщик, броздочник, мошенник (мошну плетущий), канатник и многие другие. О развитии узелкового плетения на Руси говорит то, что более сорока ремесел было основано на узелковом плетении. Интерес к этому виду рукоделия не ослабевал в течение многих столетий.

В Киевской Руси узорочье – это оплечье, очелье, головные уборы, украшенные бисером и жемчугом, легкая изящная обувь, упряжь для лошадей, сумки для стрел и домашней утвари и многое другое. Плели техникой макраме не только в Киевской Руси. С незапамятных времен женщины севера украшали узелковым плетением одежду и жилище.
Плетение узлов не ограничивалось их применением в практической повседневной жизни. Узлы также плелись для магических целей. Были периоды, когда к узлам относились с предубеждением или даже просто запрещали их.
Как свидетельствует летопись, князь Всеслав, рожденный при помощи магии, носил на голове науз, навязанный ему еще в младенчестве волхвами. Действием этого науза летописец пытался объяснить, с одной стороны, удачливость, а с другой — воинственность и жестокость. Не стоит забывать, что летописец вел записи в эпоху, когда христианство и язычество еще не примирились друг с другом, не слились, взаимно обогатившись мудростью друг друга. Потому у автора, монаха, и прослеживается отрицательное отношение к народным методам. Однако даже у него мы видим веру в магическую силу наузов, которую можно употребить и на служение добру, и на злые, недостойные цели.
До наших дней дошла легенда о том, что Алкмена (мать Геракла) семь суток не могла родить сына из-за сидящей перед её домом со скрещенными руками и ногами богини Люцины. Богиню заставили изменить позу, и ребёнок родился. Из магических соображений запреты на узлы существовали в Лапландии, Ост Индии, у приморских дьяков в Индонезии. Запрещено было иметь хоть один узел на одежде римским сенаторам.

На Руси вязать узлы – «наузить»  означало, по Далю, колдовать, ворожить, знахарить. А наузница – та, что плетет узлы. Плетение уже рассматривалось как преступление, приравни-валось к зелейству (изготовлению приворотных зелий), колдовству, еретичеству. А наказание за него было крутым: «Аще жена зелеиница, чародеица, наузница, ее казнити…». Поэтому и считалось порочным носить узлы - амулеты.

Но такое отношение к узлам не было ни длительным, ни повсеместным. Со временем декоративное искусство победило древнюю заклинательную символику и использовалось во многих сферах жизни..Некоторые народы считали, что с помощью узлов можно лечить ряд болезней. Об этом писал в I веке римский историк Плиний Старший. В древней Греции с помо-щью узлов лечили переломы и грыжи. А еще при помощи узлов можно лечить бородавки. Для этого берут суровую нитку, на ней навязывают столько узлов, сколько имеется бородавок, над этими узлами читают заклинание, типичное для всех заговоров. Нить повязывают поверх бородавок, а затем снимают и закапывают в землю. Когда нить сгниет, бородавки отвалятся.

Считался счастливым у древних греков так называемый геркулесов узел: на многих древнегреческих вазах Геркулес изображён с накинутой на плечи шкурой льва, передние лапы которой и завязаны этим узлом. Древние греки верили, что геркулесов узел поможет ране бы-стрее затянуться. Греческие воины и моряки носили талисманы в виде геркулесова узла на счастье и на удачу. Еще особой популярностью в Древней Греции пользовался узел, называемый сейчас Турецким. Во время народных празднеств предлагалось быстро развязать и завязать этот узел.

Дошла до наших дней история ещё одного узла. Кто хотя бы раз не слышал о гордиевом узле? Когда речь идёт о решении очень трудной жизненной задачи, мы вспоминаем именно про него. Легенда это или смесь правды с вымыслом? И хотя мы точно не знаем, какой именно узел называется гордиевым, легенда о нём занимательна и поучительна. Древняя Фригия располагалась на территории Малой Азии, в пределах современной Турции. Фригийцы были выходцами из Европы, они отличались высокой культурой, занимались земледелием и ремесленничеством. Фригия дала древнему миру немало выдающихся личностей, чьи имена дошли до наших дней. Среди них мудрец Эзоп и философ Диоген. За 700 лет до нашей эры Фригию терзала междоусобица. Важную роль в жизни государства в то время играли оракулы - особая родовая каста, представители которой жили при храмах и занимались пророчествами, толкованием явлений природы, вершили суд. Легенда говорит, что измученный смутой народ Фригии обратился за помощью к оракулу. Он сказал: "Идите за городскую стену, и тот, кто первый встретится вам едущим на повозке, пусть будет вашим царем и прекратит междоусобицу". Выйдя из города, граждане увидели человека, который ехал на обычной крестьянской повозке, запряженной двумя волами. Звали его Гордий. Гордий оказался энергичным, деятельным правителем. Царство его разбогатело, и Гордий построил для Фригии новую столицу, которая получила его имя - Гордион. В главном храме - храме Зевса - Гордий велел поставить ту самую повозку, которая привезла его к власти. Для этого было веское основание. Однажды, когда Гордий пахал в поле, орел сел на ярмо его упряжи и сидел на нем до захода солнца. Оракул истолковал это как предсказание богов о будущей власти Гордия. Поэтому, как повествует легенда, в храм было помещено и ярмо, которое когда-то понравилось царю птиц. Ярмо было привязано к дышлу повозки очень сложным узлом, и оракул, явно благоволивший к Гордию (сравнивая разные легенды о Гордии, можно догадаться, что оракул был родственником жены Гордия), не замедлил возвестить, что тот, кто сумеет развязать узел паря Гордия, станет властелином мира. Шло время. Минуло около четырехсот лет с тех пор, как Гордий завязаял свой узел. Все так же стояла в храме повозка, и нетронут оставался узел. Неизвестно, пытался ли кто-нибудь его развязать. В 334 году до нашей эры в город вошла фаланга Александра Македонского. Александр, ему исполнилось 22 года, впервые был в Азии. До шестнадцати лет воспитывавшийся самим Аристотелем, Александр знал о знаменитой колеснице и захотел увидеть ее. Вот как описывает дальнейшие события римский историк Курций Руф: "Когда жители города сказали Александру, что по предсказанию оракула, Азию покорит тот, кто развяжет запутанный узел, им овладело стра-стное желание выполнить то, что предсказано. Вокруг царя собралась толпа фригийцев и македонцев; первые напряжено ждали, а вторые испытывали страх из-за безрассудной самоуверенности царя. И действительно, ремень был так плотно связан узлами, что было невозможно ни рассчитать, ни видеть, где начинается и где кончается сплетение. Попытки царя развязать узел внушали толпе опасение, как бы неудача не оказалась плохим предзнаменованием. Долго и напрасно провозившись с этими запутанными узлами, царь сказал: "Безразлично, каким способом будут они развязаны", и, разрубив все узлы мечом, он не то посмеялся над предсказанием оракула, не то выполнил его". Однако, на этот счет мнения историков расходятся. Французский историк Ж. Р. Поланк считает, что Александр разрубил узел, подтвердив свою власть над Азией. Эта версия наиболее широко распространена. Но вот Аристобул из Кассандрии, современник Александра Македонского, пишет, что царь распустил узел, вытащив кошелёк. Как бы там ни было, но, согласно легенде, Александр доказал своим соратникам, что именно его ждал гордиев узел, чтобы быть распутанным, и что именно ему суждено владеть Азией. Люди сохранили в памяти находчивость Александра. Древним писателям казалось важнее запомнить пример поведения человека в трудной ситуации, а выражение "разрубить гордиев узел" вошло во все языки мира, означая решительные, не терпящие промедления действия. Изображение гордиева узла не дошло до наших дней. Предполагается, что этот узел сейчас называется турецким.

При археологических раскопках неоднократно находили остатки древней упряжи, осна-стки кораблей, элементов одежды, утвари, оружия, а в месте с ними - всего несколько десятков разных узлов. Но среди них не нашлось ни одного такого, который не был бы давно и хорошо известен. Вероятно, не был забыт и гордиев узел. А. Калинин, рассматривая конструкции ярма у Древних повозок, обратил внимание на то, что между древним способом запряжки быков и тем, что применялся в начале XX века, нет существенных различий. Тысячи лет быки упираются холками в ярмо и толкают его. Ярмо соединено с дышлом - длинным брусом, прикреп-ленным к повозке. В дышле и ярме есть отверстия, в которые вставляют клинья и притягивают веревки. Для демонстрации различных способов привязывания ярма к дышлу нам совсем не обязательно иметь копию древней колесницы. Дышло и ярмо вполне можно заменить деревян-ными палочками с отверстиями и колечками. Точно так же из палочек и колечек состоят и ста-ринные шнурковые головоломки. Распутывая шнурки и освобождая палочки, мы решаем зада-чу царя Гордии. Шнурковых головоломок известно множество. Но принципов, на которых основаны их секреты, очень немного. Кроме того, не все головоломки годятся для задачи Гордия. Наконец, если рассортировать шнурковые головоломки по месту и времени распространения, остается совсем немного претендентов на гордиев узел. Все они показаны на рисунках. Конечно, узел, завязанный отцом Гордия из виноградного лыка (как говорит один из вариантов легенды) мог быть и другим.

Ещё одним свидетельством того, что умение завязывать узлы было распространено в древнем мире, может служить то, что в египетских пирамидах были найдены предметы, изго-товленные из узлов. Узлы найдены так же на «кораблях мертвых» (моделях судов), которые помещали в гробницы фараонов в Древнем Египте более пяти тысяч лет назад, а в античном мире прямой узел украшал жезл Меркурия.

И сегодня без узлов не могут обойтись ни моряки, ни рыбаки. Узлы необходимы также аквалангистам и пожарным, ткачам и портным, хирургам, строителям, альпинистам и спелео-логам, да и нам с вами. Завязывание шнурков на ботинках, ленточек на подарочных коробках, бантиков на косичках, галстуков, поясов и шарфиков.

Взлеты и падения искусства макраме
Расцвет макраме относится к IX веку до н.э. Именно с этого времени просматриваются истоки создания изделий из узелкового плетения.

По археологическим находкам и интенсивности применения архитектурного декора в стиле узелкового плетения специалистами делаются выводы о том, что это занятие знавало, и периоды всемирного увлечения и периоды относительного забвения.

По непонятным каким-то причинам, как, впрочем, и всё в моде, интерес к предметам быта и украшениям, изготовленным методом узелкового плетения, периодически возрождался и давал толчок развитию и совершенствованию в выборе используемых материалов, приёмов работы, сфере использования. При каждом новом всплеске увлечения узелковом плетением на изделия влиял господствующий в данный момент стиль в одежде, быту, искусстве, архитектуре. За свою длительную историю узелковое плетение с каждым новым возрождением не раз приобретало не только новые черты, но и новые названия. В известной степени проследить развитие направлений в узелковом плетении можно по изображениям костюмов и интерьеров на полотнах художников соответствующего периода. На картине С. Боттичелли «Поклонение волхвов» (1476-1477гг.)один из персонажей в плетёной шапочке. И у этого же художника на картине «Мадонна с младенцем» на фигурах ангелов изображены плетёные ремни. Художник Паоло Веронезе (1528-1588 гг.) на картине «Ужин в доме Симона Фарсая изобразил скатерть с узелковой бахромой. И таких примеров немало. Создавались в те времена шторы, покрывала, пояски, кружево для украшения одежды и бытовых изделий. Фрагменты узелкового плетения применяли в своих изделиях ювелиры.

Среди мастеров узелкового плетения встречались и наделённые весьма значительным талантом, оставившие свой след в этом виде искусства. В XV веке итальянский мастер Валентина Кавандоли ввела новый вид плетения – цветной узор, который так и называется именем своей изобретательницы. Она же, открыв школу в Турине, обучала своему мастерству детей.

Викторианская эпоха считается «золотым веком» макраме. Было модно украшать дома такими плетеными изделиями, как абажуры, ширмы, скатерти, накидки на кресла. Кружево, которое плели из золотых нитей, украшало одежды богатой знати.

В XIX веке эта разновидность человеческой деятельности, которую можно отнести и к рукоделию, и к ремеслу, и к искусству, снова стала популярной. С этого времени стали появляться первые печатные издания, посвящённые искусству макраме, в которых были приведе-ны рисунки узлов, описаны приёмы плетения. Первыми пособиями по макраме считаются выпущенная в 1800 г. во Франции «Энциклопедия женских рукоделий», вышедшая чуть позже книга де Дилимонте «Макраме для всех» и изданная в 1882 г. в Англии книга Сильвии «Кружево макраме».
В России очередной пик увлечения макраме приходится на последнюю четверть XIX века. Оно было воспринято как что-то совершенно новое, ибо с приходом каких-то иных увле-чений в рукоделии люди забывали о макраме. Только в монастырях, пожалуй, всегда оставались мастерицы узелкового плетения. В конце XIX века в России выходит несколько перевод-ных книг по макраме, некоторые из них (например, «Энциклопедия женских рукоделий») переиздаются по несколько раз.

В следующий раз интерес к макраме возрос в только что пережившей Первую мировую войну и революцию России в 20-е годы XX века. Небогатый интерьер комнат стали украшать плетёными коврами, салфетками, наволочками, ширмами, абажурами.

Последняя волна интереса к макраме поднялась в 60-е годы, достигнув рубежей России в конце 70-х годов. Огромной популярностью пользовались панно и игрушки из пеньковой веревки в псевдонародном стиле – лесовики, кикиморы, добры молодцы, а так же оплетка для фигурных бутылок и другие «подарочные» изделия в стиле «кич».
В 80-х годах вошло в моду украшать в стиле макраме общественные места – магазины, кафе, дома культуры, театральные фойе и т.п. Так, в одном из дворцов культуры Красноярска окна украшены шторами из макраме. При оформлении спектакля «Дон Кихот» декораторы му-зыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко в Москве использова-ли технику макраме. Художник Д.А.Захарченко оформил в технике макраме сцену Дома ком-позиторов в Киеве. В интерьере кафе «Пасиматимас» в Каунасе художником В.Барткувене ис-пользовано сочетание макраме и ткачества. На стенах там размещены декоративные элементы, выполненные из веревки. Плетеные светильники удачно сочетаются с преобладающим теплым коричневым цветом помещения. Основным же элементом оформления является панно-макраме. В стиле макраме украшено кафе «Рыбное» в Москве.
Макраме как искусство среди широких масс нашло в себе силы возродиться, и модели конца 90-х годов, как правило, отмечены высоким вкусом. Это изящные дополнения к одежде и сама одежда, мебель и гобелены, сделанные из дорогих материалов. Бесподобны по своей утонченности и изысканности ожерелья и колье, беседки, стулья и гамаки, выполненные мас-терами Польши, Чехии и Германии. Интересны своей утонченностью, ажурностью и функцио-нальностью мо
Категория: Макраме | Добавил: macrame-clot-25 (30.01.2010)
Просмотров: 7116 | Теги: история, статьи, история макраме, макраме | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Block title

Block title
Какой тип одежды-макраме с нашего сайта наиболее выигрышно смотрится?
Всего ответов: 59

Block title
Наши работы на ярмарке мастеров!
Подарки, одежда, бижутерия ручной работы - Ярмарка Мастеров

необычные подарки
ручная работа
www.LoveMade.ru

Ресурсы рукодельного интернета Rukodelie.net - сайт о вязании и рукоделии Сайт Мир Макраме Галерея фонов, рамки и клипарт на сайте Lenagold

Copyright MyCorp © 2017