Волшебный мир веера
Источник
Когда
б владел я целым миром,
Хотел бы веером сим быть;
Всех
прохлаждал бы я зефиром
И был бы всей вселенной щит;
А ты,
махаясь, Хлоя, мною,
От жара сильного дыша,
Как солнце бы цвела
красою,
Моей быв тенью хороша.
(с)
Г.Р.Державин
Точное время возникновения веера
определить, наверное, невозможно. Большинство авторов, пишущих о веере,
предполагают, что жара и мухи заставили когда-то древнего человека
обмахиваться веткой дерева, большим листом растения или пучком перьев –
так появилась сама идея веера и его прототипы, еще сугубо утилитарные.
О древности происхождения
веера свидетельствуют легенды разных стран и народов, соревнующихся, у
кого из них веер появился раньше. В средние века в Европе бытовала
следующая версия: прародительница Ева, после грехопадения и осознания
своей наготы, смущенная пристальным взглядом Адама, сорвала с дерева
ветку и стала обмахиваться ею.
По другой версии: Адам
проснулся после сотворения Евы и стал ее рассматривать, а она
засмущалась, стала обмахиваться веером и разглядывать райский сад,
изображая, что до Адама ей дела нет. Эта легенда, как видно, сочинялась
в то время, когда веер уже имел не только утилитарные, но и какие-то
знаковые светские функции: Ева стала обмахиваться не от жары, а чтобы
нечто показать, как-то позиционировать себя, сделать вид, что ей
безразлично.
О существовании веера
доподлинно известно с древнейших времен – изображения вееров
встречаются в памятниках изобразительного искусства, об их
использовании упоминается в старинных текстах. Веера бывают двух типов –
складные и не складные. Первыми появились не складные веера. Это, как
правило, были опахала с ручкой и с экраном в виде листа, флажка, круга.
Древниейшие найденные веера и их
изображения относятся к эпохе Восточной Чжоу (770 гг. – 256 гг. до н. э)
и периоду Воюющих царств – «Чжаньго» (475 гг. – 221 гг. до н. э.). Это
вырезанные на бронзовых изделиях изображения вееров с длинными
ручками, а также обнаруженные при раскопках могилы княжества Чу в
Цзянлине провинции Хубэй фрагменты вееров из перьев с деревянной
ручкой. Веера в то время служили признаком достатка и авторитетности их
владельца.
В последние годы периода
Воюющих царств большинство вееров приобрело полукруглую форму. Такие
веера были сделаны из тонких бамбуковых пластинок. Ими пользовались и
императоры, и простолюдины: императоры отдыхали под веерами от жары, а
рабам и служанкам веера помогали в работе – готовить пищу, варить соль.
При
династии Сун и Юань (960 –1368 гг.) предпочтение по-прежнему отдавалось
круглым веерам, но одновременно появились новые – складные веера, тот
самый вид, который пользуется популярностью по сей день. Первые
складные веера появились в эпоху династии Северная Сун, а период
настоящего расцвета складных веером – это династии Мин и Цин (1368 –
1911 гг.).
Со времени
династии Мин складные веера начинают широко использоваться сначала в
императорском дворце, а затем и во всем обществе. Искусство вееров
непрерывно развивается: появились изящные веера с золотой фольгой, их
император дарил своим наложницам и отличившимся чиновникам.
Так, в силу того, что веера
пользовались популярностью в императорском дворце, а также благодаря
искусству литераторов и художников они стали превращаться в изящные
художественные изделия. В качестве материала для костяков вееров начали
использовать золото, нефрит, слоновую кость, оправы из черепашьего
панциря, рога зверей, сандал и бамбук.
Литераторам очень полюбились веера с
резными бамбуковыми костяками. Со времени династии Мин до сегодняшнего
дня многие знаменитые мастера занимались резьбой именно на костяках
вееров. Изображались горы, реки, цветы, птицы и звери, а также портреты.
Искусная каллиграфия тоже стала непременной спутницей изящного веера.
В Древнем Египте опахало служило
атрибутом величия фараона, признаком высокого достоинства, эмблемой
счастья и небесного покоя; их часто носили лица царской фамилии, которые
имели специальный титул – "носитель веера с левой стороны". Подобные
функции имел веер в Индии и Персии.
В Древней Греции, Риме, на Крите
использовались восточные опахала из листьев и перьев, в частности –
павлиньих на деревянной или костяной основе. В Риме такое опахало на
ручке называлось флабеллум; этими веерами специальные молодые невольники
– флабелеферы обмахивали своих хозяек. Овидий упоминает также о
табеллае – маленьких веерах, которыми пользовались римские щеголи.
Восточные
веера появились в Европе не позднее 1550-х годов, когда были основаны
первые Ост-индские компании, корабли которых привозили из далеких
экзотических стран удивительные вещи. Раньше других необычным восточным
предметам нашлось применение в Венеции, где женщины стали пользоваться
складными веерами во время карнавалов.
Скудные
сведения о светских веерах встречаются в описях имущества XIV века, а
чуть позже – изображения первых вееров появляются на портретах.
Первоначально веера представляли собой проволочный каркас прямоугольной
формы, обтянутый шелковой тканью, и имели вид флажка.
В XVI веке в Европу приходит
складной веер, в форме полукруга, открывая совершенно новую блестящую
эпоху жизни веера. XVII век – расцвет складного веера в Европе.
Перечень вещей из гардероба
Елизаветы начала XVII века содержит следующие предметы: «один веер из
белых перьев с ручкой из золота с двумя змейками ,обернутыми вокруг,
украшенной шаром из бриллиантов на конце и короной на каждой стороне с
парой крыльев, украшенных бриллиантами», и «один веер разных цветов с
золотой ручкой с медведем и зеркальцем на внутренней стороне».
В Истории
России веера известны с XVII века и главным образом в обиходе царской
семьи и придворных кругов. Для Московской Руси в это время характерно
еще опахало круглой формы с экраном из страусовых перьев, закрепленным
на ручке из дерева, кости, серебра или золота с финифтью, драгоценными
камнями и проч.
Такое
опахало, если судить по описям царского имущества, было, например, у
царицы Натальи Кирилловны (1651-1694), матери Петра I – из черных
страусовых перьев на яшмовом с золотом черенке, украшенном изумрудами,
рубинами и жемчугом. Его «прислал в дарех Государь Цареградский патриарх
Кирилл с Архимандритом Филофеем».
Опахала
привозили из Турции, они часто появлялись в России как дипломатические
подарки. В Москве, как свидетельствуют документы того времени, мастера
Оружейной палаты тоже умели делать опахала.