Приветствую Вас Гость | RSS
Понедельник
06.05.2024, 13:02
Одежда-макраме
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Categories
Макраме [62]
Полезное [34]
Мода [34]
Рукоделие [87]
Кино,актеры [5]
История появления вещей [40]
для детей своими руками [28]
Дизайн, Интерьер [36]
Куклы [9]
интересные Рецепты [11]

Archive

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Block title
free counters бесплатный счетчик посещений
widget

Главная » Статьи » История появления вещей

История вышивальных пялец

История вышивальных пялец

Источник

Симакова

Ирина Леонидовна, кандидат исторических наук

 

 

Пяльцы: многовековая история

Практически в каждом художественном или краеведческом музее можно встретить предметы одежды и быта, украшенные вышивкой. А вот пяльцы, непременный атрибут вышивального искусства, встречаются в музейных экспозициях крайне редко. А ведь их биография такая же богатая и древняя, как и у вышивки.
Само слово "пяльцы" произошло от слова "пяло" (шест, доска для растяжки чего-либо, распорка) и обозначается в словаре В.Даля, как "женский рукодельный верстак: раму для впяленья ткани, по которой шьют, которую стегают". Отсюда, предположительно пошло и известное выражение "пялить глаза", то есть "стойко, упорно глядеть на что-то" (вот и вся этимология - прим. автора). Вышивание, кстати, невозможно представить без напряженного, внимательного всматривания в работу. Этот вид женского рукоделия сначала освоили народы Азии, а вслед за ними греки и римляне. Первые пяльцы были из упругого древесного прута, согнутого в кольцо, внутри которого при помощи веревки туго натягивали ткань. Они были похожи на барабан ("барабан" по-французски — "тамбур", отсюда термин "тамбурный шов").
* Собственно и распятие произошло от слова пяло. Распять, т.е растянуть на кресте.

Самые древние пяльцы были круглыми, согнутыми из упругого древесного прута


В Древней Греции на рубеже VI-V веков до н. э. стали пользоваться трапециевидными пяльцыми, при работе их упирали в бедра. Уже в те времена были известны два способа вышивания: гладью и крестом. Состоятельные женщины занимались рукоделием для удовольствия. А рабыни вышивали изделия для продажи.

Вышивальщица за трапециевидными пяльцами. Рисунок с краснофигурной вазы. Древняя Греция. Около 450 года до н. э.

Первые письменные упоминания о русских вышивках относятся к X-XII векам. В "Домострое" говорится о "прозрачном" вышивании по полотну как о работе, требующей большой усидчивости, терпения и вырабатывающей характер женщины. Это рукоделие называлось пяличным делом. "Прилежание пяличное" осваивалось девочками с раннего возраста. Девушки, усвоившие несколько техник вышивки, способны были на "хитроручное изрядство". А женщины, знающие все секреты вышивального искусства, владели мастерством "шелковидного ухищрения". Некоторые швы и стежки, например крестик, удобно выполнять и без пялец. Однако чаще всего пяльцы помогали туго натянуть ткань и сделать работу на высоком художественном уровне. В XIX веке самыми распространенными пяльцами были круглые разборные. Они состояли из внутреннего и внешнего колец с винтом для регулирования натяжения.

Так называемые швейцарские пяльцы из двух разъемных обручей с винтом для крепления к столу. Вторая половина XIX века

Круглые пяльцы (обычно из карельской березы) в виде двух разъемных обручей с винтом. Звенигородский уезд Московской губернии. Начало ХХ века. Москва, Государственный исторический музей


Встречались также прямоугольные пяльцы, глухие и разъемные, без ножек и на ножках. Круглые пяльцы использовали обычно для легких тканей, а прямоугольные — для холста больших размеров и настенных панно, собираемых из отдельных фрагментов. Для золотного шитья натяжение ткани на пяльцы особенно необходимо. Здесь на ткань сначала приклеивается картон, который затем обшивается золотной нитью. Золотошвейки работали в самой лучшей, так называемой чистой горнице. Их орудия и инструменты были самыми простыми и дешевыми: рама, шило, ножницы, наперсток и иголка. Рама состояла из четырех скругленных брусков диаметром примерно 2,5 сантиметра и длиной 55 сантиметров (иногда больше, в зависимости от размера вышивки). Отступив от края, бруски наглухо перевязывали веревками крест-накрест так, чтобы просвет рамы имел приблизительно 46-48 сантиметров. Швея садилась на стул или скамью, ставила раму на колени, опирая ее верхний конец на стол, и вышивала.

Квадратные разъемные пяльцы. Конец XIX - начало ХХ века


В первой половине XIX века, когда особенно возрос интерес к вышивке крестом, появились пяльцы более совершенной конструкции из дорогих пород древесины, таких, как карельская береза или красное дерево. Они представляли собой столик с регулируемой рамой, на откидной крышке которого закреплены инструменты для вышивания: ножницы, иглы в подушечках и шило. Такие пяльцы могли позволить себе женщины из привилегированных сословий.

Пяльцы в виде столика с регулируемой рамой. На откидной крышке закреплены инструменты для вышивания. Первая половина XIX века. Санкт-Петербург. Пушкинский дом

Квадратные разъемные пяльцы на ножках. 1900 год. Всемирная Парижская выставка


Крестьянки в 30-х годах ХIХ века вышивали на больших прямоугольных пяльцах за общим столом, а обучать девочек этому искусству начинали с восьми лет. На фабрике в поселке Крестцы Нижегородской губернии сохранились старинные пяльцы. Сколоченная из гладких жердочек квадратная рама устанавливалась на стойки определенной высоты. Большие квадратные пяльцы в народе звали "круглыми" — за ними было удобно работать сразу четырем мастерицам, причем строчильщицы подбирались с "одинаковой рукой", то есть опытные, хорошо владеющие искусством вышивания.

Крестьянская семья за работой. Фотография 30-х годов XX века. Нижегородская губерния



Деревянные прямоугольные глухие пяльцы. Змиевский уезд Харьковской губернии. XIX век. Санкт-Петербург, Кунсткамера



Однако глухие пяльцы имели существенный недостаток: большую вещь полностью закрепить в них было нельзя, и приходилось каждую часть изделия "строчить" (вышивать) отдельно, а затем сшивать. В конце 30-х годов XX века стали применяться пяльцы новой конструкции. Прямоугольная рама теперь состояла из валиков и поперечных линеек. Две стороны запяливаемой работы пришивали к полоскам ткани, а две другие - к так называемым мешочкам, которые имели прорези, обметанные в определенных местах. Через мешочки пропускали прямые палки. Прочным шпагатом их оттягивали к линейкам, после чего работу запяливали. Вышитую часть накручивали на валик, таким образом, удавалось сохранять цельность изделия. Подобные пяльцы используются до сих пор в крестецком вышивальном промысле. В 50-е годы в НИИ художественной промышленности создали модернизированные пяльцы, облегчающие долгий процесс запяливания ткани. Их разборный столик состоял из двух боковых рам, двух деревянных тяг и стяжного бруска с двумя клиньями. Боковые рамы имели подъемные ножки (по две на каждой) со стопорными винтами, позволяющие регулировать высоту столика в зависимости от роста вышивальщицы. Если задние ножки выдвинуть больше, чем передние, угол наклона столика будет оптимальным — до 20 градусов.

Модернизированные пяльцы, созданные в НИИ художественной промышленности (Москва). Середина XX века



Нынешние мастерицы не испытывают недостатка во всевозможных приспособлениях для натяжения канвы. Деревянные и пластиковые, круглые, овальные, квадратные и прямоугольные, они занимают целые разделы в российских и зарубежных Интернет-магазинах. И это только пяльцы. А сколько разных станков всевозможных конструкций выпускает современная промышленность? Но чаще всего, рукодельницы пользуются такими же круглыми пяльцами из дерева, как и их прабабушки.

В статье использованы материалы из диссертации кандидата исторических наук И.Л. Симаковой

Взято отсюда

Ключевые слова: история вещей
Добавил:Жанна Пятирикова
10 марта, 21:46
+9
Категория: История появления вещей | Добавил: macrame-clot-25 (11.03.2010)
Просмотров: 2613 | Теги: история вещей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Block title

Block title
Обычно Вы носите одежду, выполненную в технике
Всего ответов: 46

Block title
Наши работы на ярмарке мастеров!
Подарки, одежда, бижутерия ручной работы - Ярмарка Мастеров

необычные подарки
ручная работа
www.LoveMade.ru

Ресурсы рукодельного интернета Rukodelie.net - сайт о вязании и рукоделии Сайт Мир Макраме Галерея фонов, рамки и клипарт на сайте Lenagold

Copyright MyCorp © 2024