Окончание. Начало тут, продолжение здесь...
«Молва» за 1834 год пишет: «Нынешний год также черный цвет в
большой моде» (Молва 1834: 298). Однако уже в начале года в
употребление возвращаются «самые нежные цвета»: «Маленькие блондовые
чепчики... бледно-розовые, небесно-голубые... телесного цвета в большой
моде» (там же: 96). В том же году очень популярным оказывается лимонный
цвет. А черную верхнюю одежду снова начинает замещать белая: «Много
видно рединготов из белых материй, подбитых цветных атласом» (там же:
284). В 1835 году разноцветие снова в моде. В начале года «самые
модные цвета для шелковых шляпок: светло-лиловый, светло-зеленый и
розовый» (Молва 1835: 296). В конце «бархатные шляпки цветов зеленого,
голубого, синего и мордоре... появились во множестве» (Молва 1835:
286). «Осенняя новость в модах» - платья «зелено-водяного цвета,
затканные черными узорами» (там же: 206). В 1836 году популярной
становится совершенно другая гамма: «Цвета дикий и каштановый самые
модные» (Молва 1836: 165). Диким назывался серый цвет3. Кроме того,
«особенно красивыми» считаются «темнозеленый цвет по светло-зеленому,
цвет-Эмма и белый» (там же: 54). Однако простое перечисление
цветов, какими бы разнообразными они ни были, не дает полного
представления о колористической моде 1830-х годов, поскольку многое
здесь строится на цветовом сочетании. На протяжении всех шести лет
«Молва» постоянно пишет о модных цветовых парах, то есть о том, какие
два цвета в данный момент принято использовать вместе. Один из них, как
правило, идет на «лицо», а другой - на подкладку (подбой), на отделку
или используется в рисунке ткани. Или - другой вариант - один цвет идет
на платье, а второй - на шляпку или аксессуары. Вот пример наряда, где
серный цвет сочетается с оттенками красного: «Креповое платье серного
цвета. В волосах гранатовое яблоко. Украшение из коралловых каменьев»
(Молва 1831. № 12: 16). Двумя популярными цветами, гармонировавшими
друг с другом, были зеленый и лиловый. Скажем, к зеленой шляпке-капоту
делали лиловый подбой (Молва 1831. № 19: 15). Зеленое платье дополняли
шляпкой из лиловой объяри4 (Молва 1831. № 18: 15). На платье шла кисея
«с лиловыми и зелеными полосами» (Молва 1831. № 26: 30). Лиловый бант
украшался «зелеными каймами» (Молва 1831. № 23: 15). «К зеленому фраку,
- писала «Молва», - приличие требует лиловый жилет» (Молва 1831: 143). Барышня-крестьянка
Цветы и перья на шляпках нередко окрашивались в один из двух цветов
наряда. Их использовали не только в качестве украшений, но и как
цветовое дополнение: они могли совпадать с цветом шляпки - или были
противоположны ему и сочетались с цветом подбоя. Например, шляпку
соломенного цвета подбивали бархатом цвета pens e и украшали «букетом
гиацинтов того же цвета» (Молва 1831. № 1: 8). А бархатную шляпку
«цвета зеленого, капустного (vert-choux)» подбивали черным бархатом и
украшали «длинным черным пером, у которого завитки зеленоватые очень
красивы» (Молва 1832: 388). Некоторые цветовые сближения в 1830-е
годы происходили, по мнению модной публики, «несмотря на странные и
даже вековые предубеждения моды» (Молва 1831. № 2: 8). Возникали
сочетания двух цветов, прежде казавшиеся безвкусными или по крайней
мере весьма необычными. Теперь же они обретали все более популярности -
вероятно, это было связано с той самой либеральностью моды последних
лет, о которой писала «Молва» в начале 1830-х годов. Так, по сообщению
журнала, в 1831 году «несколько дам в Париже заказали себе нарядные
шляпки небесноголубого бархата, с розовым бархатным подбоем, с перьями
голубыми и розовыми». Комментарий модного обозревателя таков:
«Соединение сих цветов вместе почиталось до сих пор совершенно
невозможным; но на самом деле увидели совсем противное и ныне
восхищаются прелестью того, о чем прежде и думать не решались» (там же).
На протяжении нескольких лет на страницах «Молвы» мы встречаем примеры
нарядов, выполненных в этих двух цветах. Например, синее с голубым
платье дополняется розовой шляпкой: «Платье из индийского гроденапля,
синего цвета; пелеринка голубого бархата; кушак, затканный бархатом по
шелку, голубого цвета. Шляпка атласная розовая, два розовых пера»
(Молва 1831. № 12: 15). Или розовый служит декором на голубом фоне:
«Видели небесно-голубое бархатное платье, украшенное вокруг повыше
колена целым рядом розовых перьев» (Молва 1831. № 6: 16). Примерно то
же - три года спустя: «Креповое платье голубого небесного цвета;
напереди юбки убрано в три ряда бантами из розовых атласных лент»
(Молва 1834: 191). Однако сочетание голубого с розовым, очевидно,
казалось настолько непривычным, что и в 1836 году «Молва» не забывает
указать на его странность: «Ничего нет невозможного для моды... цвет
розовый вместе с голубым и другие странности, которые теперь уже не
называют странностями, а модою» (Молва 1836: 92). Существовало и
другое не менее удивительное для публики цветовое сочетание. В 1831
году «Молва» замечает: «...цвета голубой и зеленый с удивительной
прелестью соединяются вместе, хотя по непостижимому предрассудку
сочетание оных считали до сих пор невозможным» (Молва 1831: 95). Затем
на протяжении нескольких лет встречаем подтверждение новоутвердившейся
моды на страницах журнала. Например: «Шляпки из полушелковой материи
небесного цвета украшают зелеными лентами и зеленым цветком» (Молва
1834: 269). Евгений Онегин
«Противоположность цветов в большом употреблении, - писала "Молва" в
1833 году, - так вы видите голубое атласное платье, убранное бантами из
лент оранжевых; лиловое платье с желтыми лентами» (Молва 1833: 71). По
тому же принципу «на желтые креповые шляпки накладывают ветку сиреней»
(Молва 1834: 253). А рединготы обшивают бие (мелкими рюшами) «всегда
резкого, противуположного цвета с цветом платья» (Молва 1835: 354).
Эта мода сохраняется до 1836 года, когда букеты для шляпок и платьев
«составляют из противоположных цветов, например роза желтая и алая;
камелия темная, другая пунцовая; ветка жасмину и ветка шиповнику...»
(Молва 1836: 165). Мы постарались проследить за цветами в моде
1830-х годов, как они были представлены на страницах «Молвы». Между тем
цвета и их оттенки многообразны, а их изменения летучи и неуловимы -
как и сама мода, описанная в одной из статей журнала: «Нас спрашивают
иногда, откуда берем мы столько мод, заимствуем столько прекрасных
образцов? Но разве не знают, что моду передать никак нельзя; что ее,
легкую и переменчивую, должно ловить на лету...» (Молва 1834: 268).
http://www.fashiontheory.ru/ru/journals/12/1/
|