Макраме
В течение веков людьми создано немало видов рукоделия. Одним из них является макраме — узелковое плетение. Его популярности и широкому распространению, особенно в последнее время, в немалой мере способствует то, что этот вид народного творчества не требует какого-либо специального приспособления, инструментов. Ведь основным «орудием производства» являются умелые руки — плетение осуществляется просто на пальцах, из-под которых выходят изумительные изделия. Не зря в старину говорили: «Не то дорого, что из красна золота сделано, а то, что добрым мастером сработано».
Исторические находки свидетельствуют о том, что узелковое плетение служило самым различным целям, причем во многих древних цивилизациях.
Так, на Востоке существовала узелковая грамота; в культуре инков была система узелковой письменности; китайцы пользовались узлами как памяткой; узлы применялись для счета, с их помощью накапливалась и передавалась информация.
Узоры, выплетенные узлами, нередко воспроизводились затем в камне, дереве, металле. Из узелков плелись талисманы, амулеты, которые носили на шее или на руке во времена язычества. Из-за недолговечности естественных текстильных материалов древние изделия, выполненные узелковым плетением, почти не дошли до нас. Но даже немногие старинные вещи, хранящиеся в музеях и запасниках, и сейчас поражают красотой и изысканностью.
Особый интерес представляют амулеты, входящие в состав женских украшений. При раскопках в Новгороде найдены остатки плетеных са-пожек, плетеной гривны из нитей свинцово-оловянного сплава. Плетение на Руси считалось особым искусством. Расцвета узелковое плетение достигает во время формирования Киевской Руси. Не перечесть всех профессий, связанных с плетением: ременник, кнутник, гайтан-щик, броздочник, мошенник (мошну плетущий), канатник и многие другие. О развитии узелкового плетения на Руси говорит то, что более сорока ремесел было основано на узелковом плетении. Интерес к этому виду рукоделия не ослабевал в течение многих столетий. И в разных странах плетеные изделия изготовлялись по-своему: мексиканское кружево, квадратное, арабское плетение, плетево, узорочье (на Руси).
В Киевской Руси узорочье — это оплечье, очелье, головные уборы, украшенные бисером и жемчугом, легкая изящная обувь, упряжь для лошадей, сумки для стрел и домашней утвари и многое другое. Плели техникой макраме не только в Киевской Руси. С незапамятных времен женщины севера украшали узелковым плетением одежду, жилище.
Однако с течением времени узелковое плетение начали считать языческим (колдовским) рукоделием. В словаре Даля — узлы вязать — значит колдовать, ворожить, знахарить. Плетение уже рассматривалось как преступление, приравнивалось к зелейству (изготовлению приворотных зелий), колдовству, еретичеству. А наказание за него было крутым: «Аще жена зелеиница, чаро-деица, наузница, ее казнити...». Наузница — та, что плетет узлы. Но со временем декоративное искусство победило древнюю закли-нательную символику и использовалось во многих сферах жизни. Фрагменты узелкового плетения применяли в своих изделиях ювелиры. Нужно сказать, что плетение вначале было исключительно мужским ремеслом, ведь техника узелкового плетения очень проста. Кроме того, это полезное занятие является и приятным активным отдыхом. С давних времен плели канаты моряки.
В XIX столетии вошло в обиход международное название узелкового плетения — «макраме». Сегодня техника узелкового плетения заняла прочное место среди других видов рукоделия. Аксессуары, выполненные узелковым плетением, элегантны, красивы. Они способны дополнить, разнообразить и украсить костюм.
Кроме того, макраме можно украсить не только современный интерьер. Простые, аккуратно выполненные изделия, выдержанные в едином стиле, способны придать интерьеру оригинальность и уют. Однако не следует перегружать ими квартиру — достаточно трех-четырех плетеных изделий. В наше время макраме уже проникает и в общественные места — клуб, театр, гостиницу, школу, административные здания, предприятия торговли и общественного питания в виде витрин, декораций, целостных ансамблей. Узелковое плетение, как никакое другое рукоделие, выполняется одновременно двумя руками. Когда плетут узел вокруг натянутой нити или пряди одной рукой, важно не отпустить натянутую нить до тех пор, пока не закончено плетение узла другой рукой. Основное требование к плетению: оно должно быть плотным, чтобы изделие приобретало четкую устойчивую форму. Аккуратно и равномерно затянутые узлы — залог того, что вещь получится добротной, красивой.
Источник: http://www.rukodelie.net/makrame-statji |