Искусство вышивания имеет многовековую историю. Возникновение вышивания
относиться к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого
стежка при шитье одежды из шкур животных.
Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов
орнаментальным узором или сюжетным изображением выполненным нитками и
другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.
Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных,
натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, шерсти,
волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки,
ракушки, золотые и медные бляшки, монеты.
Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом,
всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла
национальное своеобразие и мастерство каждого народа.
Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и
стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новых
и новых способов шитья и вышивания.
Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI - V
вв. до н.э. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях
шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой
украшали не только одежду, но и ковры, и декоративные панно с
изображением деревьев и птиц. Тончайшие вышивки Китая оказали
значительное влияние на вышивальное искусство Японии.
Разнообразные вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались
множеством растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен.
Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого
шитья, разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на
развитие вышивального искусства многих стран западной Европы в период
средневековья, где выработались свои орнаментальные мотивы, расцветки и
техники исполнения.
В Англии с XIII в. известна богатая вышивка золотом, серебром и шелком
орнаментальных мотивов из цветов и переплетающихся завитков растений. В
XVI - XVII вв. во Франции, Италии и других европейских странах широко
распространились вышитые портреты, панно с изображением людей и
животных на фоне пейзажей с замками, мифологические сюжеты, сцены
охоты. Исключительным богатством вышивальных техник, разнообразием
изображений растений, животных и птиц на льняных и шерстяных тканях
отличались вышивки Испании.
С конца XIII - начала XIV в. во Франции, Германии, Швеции, Англии,
Норвегии вышивка начала применяться в народном костюме и для украшения
бытовых предметов. Большое распространение получила вышивка белая
гладьевая и сквозная с геометрическими и растительными узорами. В
Скандинавских странах применялась также вышивка цветной шерстью и
золотое шитье.
История Макраме
История узелкового плетения исчисляется тысячелетиями. Началась она с
того времени, когда человеку понадобилось соединить два конца нити и он
завязал первый узел. Позже первобытные охотники из шерсти животных и
болотных трав плели сети.
Вначале человек делал примитивные, безузловые сети. Более устойчивая
форма полотна сети получилась тогда, когда нити начали скручивать между
собой. В скандинавских музеях можно увидеть сохранившиеся до наших дней
остатки таких древних крученых сетей, сделанных из липового лыка. Этот
метод плетения применяют и в наши дни рыбаки Мальты и Канарских
островов при изготовлении крышек к корзинам.
На смену безузловым пришли сети на основе "свайного" и "перуанского"
узлов. Такие сети плели рыбаки Перу, жители Океании и древние
африканские рыбаки из бассейна реки Конго.
По мере совершенствования материала для плетения все труднее было
сохранить постоянную форму ячей сети. Нужны были нескользящие узлы.
Такими узлами стали "рифовый" и "ткацкий". Изготовление сетей при
помощи ткацкого узла практиковалось на северо-западе Европы очень
давно. В финских болотах 50 лет назад были найдены остатки сетей времен
каменного века.
На протяжении всего своего пути развития человечество относилось к
узлам по-разному. Были периоды, когда узлы просто запрещали. Среди
многих табу, соблюдение которых выпало на долю римских сенаторов, был
запрет иметь на одежде хотя бы один узел.
Табу на узлы существовало в Лапландии, Ост-Индии, у приморских даяков и у жителей северной части острова Целебес (Индонезия).
На Руси вязать узлы -"наузить" означало "колдовать, знахарить,
ворожить"- так пишет об этом В.И.Даль. Христианством на Руси осуждалось
ношение узлов-амулетов.
Но такое отношение к узлу было недолгим и неповсеместным. Некоторые
народы, наоборот, считали, что узлы приносят известную пользу,- об этом
писал римский историк Плиний Старший (1 век). Люди того времени,
например, верили, что при помощи развязывания и завязывания узлов можно
вылечить грыжу. Применяли их и для лечения переломов.
На востоке в древности существовала узелковая грамота, благодаря которой люди собирали и сохраняли нужную информацию.
На греческих вазах часто встречается изображение Геркулеса, облаченного
в шкуру льва. Передние лапы зверя завязаны на груди узлом, который люди
так и назвали геркулесовым. Этим узлом завязаны концы одежд на плечах
персонажей египетских фресок и стебли лотосов на золотых нагрудных
украшениях фараонов.
Древние греки были уверены в магической силе геркулесова узла. Воины с
его помощью перевязывали себе раны. Моряки плели цепочки и привязывали
их на вершины мачт, свято веря, что они уберегут их от бед.
В Древней Греции во времена народных гуляний предлагалось развязать и
завязать такой сложный узел, как "турецкий". Это служило своеобразным
соревнованием в ловкости. "Турецкий узел", возможно, и является тем
легендарным гордиевым узлом, распутывание которого, по древним
легендам, сулило власть над Азией. А легенда такова.
Сын фригийского бедняка Гордия Мидас, когда в стране начались смуты, на
повозке отца прибыл в Народное собрание и был провозглашен царем. Эту
простую повозку с хитроумным узлом из лыка дикой вишни на дышле Мидас
преподнес в дар Зевсу, и с тех пор она находилась во дворце.
Александр Македонский знал легенду об удачливом царе из народа, и ему
очень хотелось увидеть знаменитую повозку и хитроумно сплетенный узел,
распутывание которого, согласно древнему пророчеству, обещало власть
над Азией. По одним источникам, дошедшим до нас, Александр не мог
распутать гордиев узел и, выхватив меч, разрубил его; по другим - царь
вытащил колышек, распутал узел и снял ярмо, чем и подтвердил свое право
быть властелином Азии.
Расцвет макраме относится к 9 веку до н. э. Именно с этого времени
просматриваются истоки создания изделий из узелкового плетения.
Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели
цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах.
В 14 веке моряки ознакомили с искусством плетения жителей Испании,
Индии, Китая. В кафедральном соборе в Мадриде найдены рисунки узоров и
узлов макраме того времени.
Тогда же макраме стало известно и популярно в Италии. Плетеным кружевом украшали покрывала, занавеси, одежду.
Были открыты и первые школы макраме. В Турине, например, Валентина
Кавандоли обучала плетению детей в возрасте 5-6 лет. Она ввела новый
прием плетения, который теперь носит название "Кавандоли". Этот прием
построен на использовании нитей двух цветов в плетении репсового узла.
Изделия макраме отражали в своих полотнах и художники. Одним из первых
это сделал Сандро Ботичелли. В картине "Поклонение волхвов"
(1476-1477гг.) на одном из персонажей надета шапочка макраме.
В 17 веке макраме из Италии распространилось в Северную Европу и Северную Америку. Тогда же оно стало очень популярным в Англии.
В те времена многие модницы Европы украшали свои одежды узелковым кружевом.
Искусством плетения во все времена владели очень немногие мастера. Они
создавали прекрасные образцы плетеных изделий: шторы, покрывала, чехлы
для музыкальных инструментов. Кружево, которое они плели из золотых
нитей, украшало одежды лиц духовного и королевского сана.
Как бы надолго ни забывалось искусство плетения, оно возрождалось с
новой силой и не только приобретало новые черты, но и меняло свое
название. В разные времена искусство плетения называлось: квадратное
плетение, узелковое кружево, узелковая бахрома. И только в 19 веке этот
вид рукоделия, ремесла и искусства стали называть макраме. В переводе с
турецкого "макрама"- это шарф или салфетка с бахромой, в переводе с
арабского "миграмах"- это бахрома или шарф, украшенный плетеным
кружевом.
Новая волна возрождения макраме началась в 19 веке. Образцы плетеных
изделий того времени, хранящиеся в различных музеях мира, выполнены в
основном на основе горизонтального узла (репсового или двойного) во
всех вариациях: ромбы, цепочки, уголки, клеточки. Для плетения тогда
применяли разнообразные материалы: шелковые и хлопчатобумажные нити,
шелковый шнурок, золотую канитель, шерсть.
С двадцатых годов нашего века макраме вновь возрождается и входит в
моду. Плетеными изделиями - коврами, салфетками, абажурами, ширмами, а
позже и шторами, кашпо - стали украшать комнаты. Плетеные панно начали
комбинировать с ткачеством. Макраме нашло широкое применение и при
создании таких предметов, как качалка, гамак, беседка. Сейчас
возможности макраме еще более расширились.
По-прежнему используя макраме для украшения одежды и интерьера комнат,
к нему постепенно стали обращаться и при оформлении общественных
помещений. Так, в интерьере кафе "Пасиматимас" в Каунасе (художник
В.Барткувене) использовано сочетание макраме и ткачества. На стенах там
размещены декоративные элементы, выполненные из веревки. Плетеные
светильники удачно сочетаются с преобладающим теплым коричневым цветом
помещения. Основным же элементом оформления является панно-макраме.
В одном из Дворцов культуры Красноярска окна украшены шторами макраме.
При оформлении спектакля "Дон Кихот" декораторы музыкального театра им.
К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в Москве использовали
технику макраме.
В последние годы на выставках декоративно-прикладного искусства в нашей
стране всегда бывают представлены работы макраме, выполненные и
профессионалами, и художниками-любителями. Так, художник по гобелену Т.
Мязина показала работу в технике макраме "Размышления о подсолнухе"
(Зональная подмосковная выставка, 1980г.) и "Березовая роща"
(Всероссийская выставка "По родной стране", 1982г.). Эти работы
проникнуты теплотой и любовью к нашей родной земле.
Украинский художник Д. А. Захарченко работает в основном как график, но
последнее время он обратился к текстилю. Настенные украшения, сделанные
им из простого материала - пеньковой веревки, не только создают уют и
являются эффектным дополнением к интерьеру, но и вносят какую-то
неповторимость. Д. А. Захарченко оформил в технике макраме сцену Дома
композиторов в Киеве.
В работах прибалтийских мастеров широко представлены настенные панно, в
которых главным образом присутствуют элементы геометрического
орнамента. При создании своих композиций художники Прибалтики опираются
на традиции народного искусства. При этом в плетении они предпочитают
натуральный цвет пеньки, а если и подкрашивают материал, то только в
глухие и пастельные тона. Используя макраме для выполнения нагрудных
украшений, прибалтийские мастера часто применяют янтарь.
Популярность макраме в нашей стране росла постепенно. Началась она в
семидесятые годы в Прибалтике и уже оттуда распространилась по всей
стране.
Макраме: позволяет высказываться разнообразно и нестандартно, никого и
ничего не копируя. Фольклорное начало проявляется в орнаменте и
цветосочетаниях. Изделия макраме прекрасно сочетаются с бусинами,
янтарем, деревом. Но этими эффектами надо пользоваться осторожно, не
увлекаясь. Здесь только хороший вкус и чувство меры гарантируют успех.
Для украшения интерьера и особенно для костюма надо тщательно подбирать
фактуру и цвет фона и узора, типы узлов, их плотность и воздушность.
Тут основное - чувство ансамбля. К зимнему платью из плотной ткани не
подойдет ажур, который будет прекрасно сочетаться с однотонным шелком.
Или веревочный абажур не будет смотреться рядом с дорогими тяжелыми
драпировочными тканями.
Макраме завоевывает все больше и больше поклонников. Увлекаются
плетением взрослые и дети. Организуются кружки и студии макраме при
Домах и Дворцах культуры. Приемы узелкового плетения изучают на уроках
школьники. Они с увлечением плетут красивые и нужные вещи.
Популярность макраме можно легко объяснить. Изделия, выполненные в
технике макраме, отличаются не только прочностью, но и красотой и даже
изяществом. Широки возможности макраме для творческого проявления
личности. Вы берете в руки обычную веревку, завязываете узелки и:
сотворяете чудо.