Статья и часть фото взяты здесь: Источник Автор: Жанна.Оформление поста:
Когда в 1876 году американские рукодельницы увидели на Столетней
выставке в Филадельфии экспозицию японской керамики и тканей,
воображение рукодельной Америки было потрясено. Ассиметричные мотивы,
тонкость отделки, богатство узоров, изящество шелковых кимоно,
декоративные швы – все это возбудило в дамах Нового Света желание
воспроизвести, повторить нечто подобное, стилизовать под японское
искусство. Это желание со всей своей страстью обрушилось на любимый
американками квилт, на котором они тренировались, сшивая шелковые
лоскуточки и украшая их декоративными швами, подсмотренными у японских
мастериц.
Это было дикое, спонтанное сочетание цветов, размеров, форм и
текстур. Новый квилт мог состоять из совершенно разных кусочков, двух
одинаковых в одном квилте могло просто не встретиться! Такого в
традиционном и строго "регламентированном” квилте еще не случалось.
Дамские журналы тут же окрестили новое направление в квилте "японским
пэчворком”, а затем просто "сумасшедшим” квилтом (crazy quilt). Забавно,
но в одном из номеров американской газеты "The Carpet Trade and Review”
(конца 1880-х годов), посвященной ковровой промышленности, о
происхождении крейзи-квилтов говорилось, что они родились в некоем
английском сумасшедшем доме в качестве арт-терапии.
Справедливости ради надо сказать, что техника крейзи-квилта родилась
не сразу же после японской экспозиции. Мировой эксперт по крейзи-квилту
Camille Cognac высказывает предположение, что крейзи-квилт появился еще
при королевских дворцах, в нарядах шутов. Хорошо выполненная одежда в
заплаточной технике была найдена даже в египетских гробницах. Однако
именно Филадельфийская выставка дала сильнейший толчок развитию крейзи
квилта.
Одни дамские журналы говорили о квилте, сшитом из случайно
подобранных лоскутков, как о полном безвкусии, другие восторгались, но
главное, – о нем говорили. Этого было достаточно, чтобы в каждом
американском доме появился крейзи-квилт, большой ли, маленький. Ведь
сделать его могли даже начинающие швеи – техника исполнения
крейзи-квилта делала его доступным абсолютно всем. Многие типографии и
журналы делали на новой американской страсти бизнес, выпуская схемы для
крейзи квилта, а в газетах постоянно можно было найти объявления от
частных лиц о продаже того или иного количества разномастных лоскутков.
Даже табачная промышленность использовала увлечение американок себе на
пользу! Производители табака вкладывали в пачки с сигарами и сигаретами
кусочки шелковых тканей с изображениями цветов, флагов, животных, людей,
бабочек и т.д. Хитрый маркетинговый ход был придуман не ради того,
чтобы приучить женщин к курению, а чтобы женщины не отучали от этой
привычки своих мужчин, а наоборот, всячески поощряли их на это. Шелковый
подкуп выглядел именно так.
От традиционного, геометрически правильного квилта, крейзи квилт
отличался самым кардинальным образом. В первые годы развития
крейзи-квилта тон ему задавало сочетание тонких экзотических тканей
(атлас, шелк, тюль) с обильным, порой громоздким украшением вышивкой,
пуговицами, лентами, кружевами, бисером. Щедрость отделки вышивкой и
декоративными стежками в крейзи квилтах объясняется не столько японским
влиянием (вышивкой сашико или сложностью узоров самих японских тканей),
сколько стереотипами того времени о занятиях женщин. Традиционной
обязанностью добропорядочной жены было виртуозное владение иголкой. И
чрезмерное украшение вышивкой, которая занимала в ранних крейзи квилтах
едва ли не всю поверхность самого квилта, из-за чего ткань-основу сложно
было даже разглядеть, было по сути демонстрацией мастерства рукодельниц
друг перед другом.
Создание крейзи квилтов занимало довольно много времени, порой
несколько лет. Это были одеяла и настенные панно, сделанные по самым
разным случаям и поводам. В коллекциях музеев, собирающие квилты по
всему миру, имеются одеяла, посвященные не только личным событиям, но и
событиям страны, историческим личностям, например, солдатам гражданской
войны, президентам, актерам и т.п. Большинство крейзи квилтов не
является квилтами в их истинном смысле – они изначально не создавались
ради тепла и уюта, в отличие от традиционных квилтов. К этой же
декоративной «серии» относятся и такие техники квилта как йо-йо квилт,
квилт "кафедральное окно” и бисквит-квилт.
Из-за своей непрактичности, хрупкости, многие крейзи-квилты так и не
смогли найти свое место в домах американских семей в конце 19 века. По
прошествии даже очень небольшого периода времени, дорогой шелк, из
которого шились крейзи квилты, начинал рассыпаться. И в этом совершенно
не было вины рукодельниц, что и обидно. Продавцы шелка, чтобы продать
свой товар подороже, увеличивали его вес с помощью соли – вымачивали
шелк в соленой воде, а затем высушивали. О подвохе становилось известно
спустя лишь несколько лет.
Шелк и атлас были, конечно же, не
единственными материалами для крейзи-квилтов. Сначала они были доступны
только рукодельницам, достаток чьих семей был выше среднего.
Рукодельницы победнее использовали лоскутки более доступных тканей,
хлопчатобумажных, например. И, кстати, чем проще были ткани
крейзи-квилтов, тем проще была их отделка – не было сложных декоративных
швов, вышивок, нашивок и т.п. По мере развития промышленности и
экономических связей, шелк и атлас становились по карману и простым
семьям, что только популяризировало крейзи-квилт в Америке. Кроме того,
появление швейных машин облегчало и ускоряло создание декоративных
крейзи-одеял.
Увлечение crazy-квилтом стало сходить на нет после 1920 года. А затем
оно и вовсе было практически предано забвению. Феминистические
настроения, которыми увлеклись женщины, и развитие промышленности
сделали свое дело – интерес к рукоделиям становился все меньшим. Но
прошло время, и крейзи-квилт вновь обратил на себя внимание. Его
возрождение началось в конце 1980-х годов и идет до сих пор. Сегодня
крейзи-квилт это полноценное искусство со своими законами, принципами и
течениями, о которых нужно говорить отдельно. Благодаря таланту и
аккуратности некоторых мастериц крейзи-квилт уже не воспринимается как
искусство дефицита, а становится искусством роскоши и вкуса, приобретает
не только художественную ценность, но и бытовую практичность.
Крейзи-квилт вновь возвращается в дома, и теперь уже занимает в них свое
достойное место. Возможно, и в вашем доме найдется такое?
К сожалению, мне не удалось найти качественные фотографии,
демонстрирующие квилты, созданные в конце 19-го – начале 20-го веков.
Поэтому предлагаю вам галерею работ в технике крейзи квилт, выполненных
современными рукодельницами, чтобы дать общее представление об этом
удивительном виде лоскутного шитья.