Симакова
Ирина Леонидовна, кандидат исторических наук
Пяльцы: многовековая история
Практически в каждом художественном или краеведческом музее можно
встретить предметы одежды и быта, украшенные вышивкой. А вот пяльцы,
непременный атрибут вышивального искусства, встречаются в музейных
экспозициях крайне редко. А ведь их биография такая же богатая и
древняя, как и у вышивки.
Само слово "пяльцы" произошло от слова "пяло" (шест, доска для растяжки чего-либо, распорка) и обозначается в словаре В.Даля, как "женский рукодельный верстак: раму для впяленья ткани, по которой шьют, которую стегают". Отсюда, предположительно пошло и известное выражение "пялить глаза", то есть "стойко, упорно глядеть на что-то" (вот и вся этимология - прим. автора).
Вышивание, кстати, невозможно представить без напряженного,
внимательного всматривания в работу. Этот вид женского рукоделия
сначала освоили народы Азии, а вслед за ними греки и римляне. Первые
пяльцы были из упругого древесного прута, согнутого в кольцо, внутри
которого при помощи веревки туго натягивали ткань. Они были похожи на
барабан ("барабан" по-французски — "тамбур", отсюда термин "тамбурный шов").
* Собственно и распятие произошло от слова пяло. Распять, т.е растянуть на кресте.
Самые древние пяльцы были круглыми, согнутыми из упругого древесного прута
В
Древней Греции на рубеже VI-V веков до н. э. стали пользоваться
трапециевидными пяльцыми, при работе их упирали в бедра. Уже в те
времена были известны два способа вышивания: гладью и крестом.
Состоятельные женщины занимались рукоделием для удовольствия. А рабыни
вышивали изделия для продажи.
Вышивальщица за трапециевидными пяльцами. Рисунок с краснофигурной вазы. Древняя Греция. Около 450 года до н. э.
Первые
письменные упоминания о русских вышивках относятся к X-XII векам. В
"Домострое" говорится о "прозрачном" вышивании по полотну как о работе,
требующей большой усидчивости, терпения и вырабатывающей характер
женщины. Это рукоделие называлось пяличным делом. "Прилежание пяличное"
осваивалось девочками с раннего возраста. Девушки, усвоившие несколько
техник вышивки, способны были на "хитроручное изрядство". А женщины,
знающие все секреты вышивального искусства, владели мастерством
"шелковидного ухищрения". Некоторые швы и стежки, например крестик,
удобно выполнять и без пялец. Однако чаще всего пяльцы помогали туго
натянуть ткань и сделать работу на высоком художественном уровне. В XIX
веке самыми распространенными пяльцами были круглые разборные. Они
состояли из внутреннего и внешнего колец с винтом для регулирования
натяжения.
Так называемые швейцарские пяльцы из двух разъемных обручей с винтом для крепления к столу. Вторая половина XIX века
Круглые
пяльцы (обычно из карельской березы) в виде двух разъемных обручей с
винтом. Звенигородский уезд Московской губернии. Начало ХХ века.
Москва, Государственный исторический музей
Встречались
также прямоугольные пяльцы, глухие и разъемные, без ножек и на ножках.
Круглые пяльцы использовали обычно для легких тканей, а прямоугольные —
для холста больших размеров и настенных панно, собираемых из отдельных
фрагментов. Для золотного шитья натяжение ткани на пяльцы особенно
необходимо. Здесь на ткань сначала приклеивается картон, который затем
обшивается золотной нитью. Золотошвейки работали в самой лучшей, так
называемой чистой горнице. Их орудия и инструменты были самыми простыми
и дешевыми: рама, шило, ножницы, наперсток и иголка. Рама состояла из
четырех скругленных брусков диаметром примерно 2,5 сантиметра и длиной
55 сантиметров (иногда больше, в зависимости от размера вышивки).
Отступив от края, бруски наглухо перевязывали веревками крест-накрест
так, чтобы просвет рамы имел приблизительно 46-48 сантиметров. Швея
садилась на стул или скамью, ставила раму на колени, опирая ее верхний
конец на стол, и вышивала.
Квадратные разъемные пяльцы. Конец XIX - начало ХХ века
В
первой половине XIX века, когда особенно возрос интерес к вышивке
крестом, появились пяльцы более совершенной конструкции из дорогих
пород древесины, таких, как карельская береза или красное дерево. Они
представляли собой столик с регулируемой рамой, на откидной крышке
которого закреплены инструменты для вышивания: ножницы, иглы в
подушечках и шило. Такие пяльцы могли позволить себе женщины из
привилегированных сословий.
Пяльцы
в виде столика с регулируемой рамой. На откидной крышке закреплены
инструменты для вышивания. Первая половина XIX века. Санкт-Петербург.
Пушкинский дом
Квадратные разъемные пяльцы на ножках. 1900 год. Всемирная Парижская выставка
Крестьянки
в 30-х годах ХIХ века вышивали на больших прямоугольных пяльцах за
общим столом, а обучать девочек этому искусству начинали с восьми лет.
На фабрике в поселке Крестцы Нижегородской губернии сохранились
старинные пяльцы. Сколоченная из гладких жердочек квадратная рама
устанавливалась на стойки определенной высоты. Большие квадратные
пяльцы в народе звали "круглыми" — за ними было удобно работать сразу
четырем мастерицам, причем строчильщицы подбирались с "одинаковой
рукой", то есть опытные, хорошо владеющие искусством вышивания.
Крестьянская семья за работой. Фотография 30-х годов XX века. Нижегородская губерния
Деревянные прямоугольные глухие пяльцы. Змиевский уезд Харьковской губернии. XIX век. Санкт-Петербург, Кунсткамера
Однако
глухие пяльцы имели существенный недостаток: большую вещь полностью
закрепить в них было нельзя, и приходилось каждую часть изделия
"строчить" (вышивать) отдельно, а затем сшивать. В конце 30-х годов XX
века стали применяться пяльцы новой конструкции. Прямоугольная рама
теперь состояла из валиков и поперечных линеек. Две стороны
запяливаемой работы пришивали к полоскам ткани, а две другие - к так
называемым мешочкам, которые имели прорези, обметанные в определенных
местах. Через мешочки пропускали прямые палки. Прочным шпагатом их
оттягивали к линейкам, после чего работу запяливали. Вышитую часть
накручивали на валик, таким образом, удавалось сохранять цельность
изделия. Подобные пяльцы используются до сих пор в крестецком
вышивальном промысле. В 50-е годы в НИИ художественной промышленности
создали модернизированные пяльцы, облегчающие долгий процесс
запяливания ткани. Их разборный столик состоял из двух боковых рам,
двух деревянных тяг и стяжного бруска с двумя клиньями. Боковые рамы
имели подъемные ножки (по две на каждой) со стопорными винтами,
позволяющие регулировать высоту столика в зависимости от роста
вышивальщицы. Если задние ножки выдвинуть больше, чем передние, угол
наклона столика будет оптимальным — до 20 градусов.
Модернизированные пяльцы, созданные в НИИ художественной промышленности (Москва). Середина XX века
Нынешние
мастерицы не испытывают недостатка во всевозможных приспособлениях для
натяжения канвы. Деревянные и пластиковые, круглые, овальные,
квадратные и прямоугольные, они занимают целые разделы в российских и
зарубежных Интернет-магазинах. И это только пяльцы. А сколько разных
станков всевозможных конструкций выпускает современная промышленность?
Но чаще всего, рукодельницы пользуются такими же круглыми пяльцами из
дерева, как и их прабабушки.
В статье использованы материалы из диссертации кандидата исторических наук И.Л. Симаковой
Взято отсюда