Шляпка - это женская слабость. Из-за шляпки разбивались сердца, а
порой и рушились семьи. Благодаря шляпке женщина могла добиться
головокружительного успеха, могла из-за нее и потерпеть сокрушительное
фиаско, могла стать первой среди модниц или оказаться в рядах
безвкусных особ, чей удел - лишь подражать и копировать истинные
шедевры.
Шляпка с вуалью. Ткань. Россия, 30-е годы ХХ века
Шляпка повторяет форму своей предшественницы времен русской революции.
Начало
ХХ века - модерн, и дорога в новый век была устлана цветами. Цветы были
повсюду: на фасадах домов, на мебели, на посуде, на платьях, в
прическах и, разумеется, на шляпках. Женщина напоминала прекрасный
цветок: осиная талия, струящаяся узкая юбка, высокий бюст украшен
обилием кружев и лент, а завершала композицию головка - пышный бутон, в
обрамлении шикарной густой прически с использованием накладных волос и
живых цветов. В моду вошли широкополые шляпы, которые могли уместить на
своих полях цветы и цветочки: пармские фиалки, камелии, розовые
букетики. Шляпки напоминали клумбы Павловского парка, а порой и
диковинные клетки с райскими птичками, чьи чучела использовались в
декоре. Конечно, эта красота была тяжеловесна, но мода диктовала свои
законы. Сторонницам более простой, практичной моды удавалось выйти из
положения следующим образом - они украшали шляпки типа канотье россыпью
незабудок или розовым бутоном, а также всем тем, что произрастает на
лугах и полях близ городов.
1909-1911 годы. О времена, о нравы! Нет больше осиной талии, талии
нет как таковой. Юбка стала прямой и умеренно узкой. Набирала силу
женская эмансипация. Рушились старые каноны - мир захлестнуло танго.
Поля дамских шляпок становятся значительно уже и странным образом
загибаются вверх, от прежних цветочных клумб не осталось и следа,
только вуаль держит свои позиции.
Шляпка с перьями. Фетр, перо, вуаль. Россия, начало XX века
В это самое время, в 10-20-е года ХХ века робко
появляется на свет новая форма - "ток". Эта шляпка напоминает
коробочку, поля у нее отсутствуют, она сидит ровно по голове и чем-то
напоминает современную купальную шапочку. Триумф этой формы придется на
30-е годы.
Однако мода хоть и диктатор, но позволяет некие вольности, особенно
женщинам практичным. Они продолжают носить мягкие широкополые головные
уборы, которые защищают нежную кожу от солнечные лучей и помогают
сохранить эбонитовую бледность. Зимой предпочтение отдается маленьким
круглым шапочкам из меха или плотного фетра с вуалью или без нее.
Война 1914 года законсервировала моду, а подчас свела к нулю
попытки обновления женского гардероба. Все постепенно упростилось:
прически утратили накладные букли, их место занял прямой или косой
пробор, который заканчивался тугим узлом на затылке. Шляпки лишились
своей пышности, цветы и птички ушли в историю, их место заняли скромные
ленты и перышки.
Мировая война и революция способствовала
определенным сдвигам в обществе, в том числе и в моде. Расширяются
права женщин, что незамедлительно сказывается на их внешности.
Шляпка терракотовая. Креп, солома. СССР, 30-е годы ХХ века
Теперь женщина выглядит деловой и моложавой, она не нуждается в
посторонней помощи, в помощи мужчины. Ее не надо оберегать и лелеять,
это больше не тепличное растение, райский цветок, а самостоятельная
энергичная единица. Свобода дорого стоит, в жертву ей приносится самое
ценное - золотые, смоляные, льняные локоны и кудри. Впервые в истории
женщина отказывается от символа женственности - она стрижет волосы.
Шляпка стала облегающей с маленькими полями или вовсе без них.
Форма шляпки "ток" активно развивается, для стрижки "под мальчика"
она идеальна. До середины 30-х годов у любой уважающей себя барышни в
гардеробе было несколько подобных шляпок, которые украшались скромно,
но с удивительным вкусом. Лаконичность формы подчеркивали небольшие
вуалетки, изящные украшения из бисера, цветные перышки, иногда
небольшие искусственные цветы.
Волосы постепенно отрастают, для них нужно оставить место,
начинается игра с полями. Маленькие поля ложатся в причудливые формы,
постепенно переходя на одну - правую сторону.
Шляпка "Гимназическая". Фетр черный, бархатная лента. СССР, первая половина ХХ века
Но с середины 30-х годов независимость и эмансипация теряют свою
актуальность. Волосы отрасли, юбки удлинились, талия, наконец, заняла
свое место - женственность и изящество снова в моде. Но есть место и
сенсациям: в 1933 году один итальянец - о ужас! - натянул на прекрасную
головку манекенщицы шерстяной носок! Реакцией на это стало появление
огромного количества всевозможных вязаных шапочек и шляпок, с которыми
мгновенно стали конкурировать вернувшиеся из истории шляпки канотье.
Привычная форма канотье изменяется, остается только материал - солома,
из которой руками настоящих мастеров выплетаются удивительные шедевры.
Шляпки вяжут и плетут из всего, из чего можно вязать и плести. Особой
популярностью пользуются ажурные шляпки из конского волоса. Украшения
опять выходят на первый план, но сейчас это вуали, шнурки и помпоны.
Постепенно шляпки становятся узкими и прямыми, в моду входят тирольские
шляпы, появляются шляпки-таблетки - совсем крошечные, так что их
необходимо закреплять дюжиной булавок или, что намного практичнее,
сажать на резинку. Модницы, а особенно барышни спортивного стиля, не
гнушаются шляп с забавными названиями - одну из них, совсем плоскую,
называют "десертной тарелкой". Носят всё: фантастические береты,
"горшки", "таблетки", жокейские шапочки. Туалеты сменяются со
стремительной быстротой, и к каждому - свой головной убор. Деловые,
выходные, спортивные шляпки, шляпки для коктейля, для скачек, для
визитов к престарелым родственникам, для похода по магазинам в выходной
день. Шляпки для совсем крохотных модниц, для серьезных барышень, для
солидных дам. Примером специального головного убора может служить
гимназическая шляпка, которая, являя собой пример строгости, давала
понять о серьезных намерениях ее обладательницы. Невозможно обучаться
науке в фривольном беретике с гусиным пером. Появиться на людях без
головного убора - это верх неприличия.
Шляпка. Черный бархат, сеточка. СССР, середина ХХ века
В самом конце 30-х годов в моду входят капюшоны, сначала их функция
проста, понятна и, безусловно, невероятно практична - защита от дождя,
но позже они служат дополнительным украшением для нарядов, привносят
элемент загадочности и восточные мотивы. Далее, что совершенно логично,
мода разворачивается лицом к Востоку, модницы щеголяют в тюрбанах из
самых различных материалов, некоторые, самые смелые, отказываются от
шляп и повязывают голову воздушным шарфом.
Если накануне Второй мировой войны в моде царит восточная
небрежность, то в военные годы вновь наступает "спокойный" период. В
это время для шляп характерны два варианта: маленькие, сдвинутые на лоб
шляпки, которые носили и в сильные холода, повязав сверху платок или
теплый шарф, или глубокие шляпы с нависающими широкими полями; их, как
правило, делали из мягкого фетра, иногда этот фетр имел довольно
длинный ворс, его тогда называли "лохматый". Самым распространенным
головным убором в это время стал платок. Война есть война.
В 50-х наступает долгожданное возрождение моды. Характерной чертой
становится отсутствие гротескных, вычурных форм. Шляпка потеряла свою
фантастичность, но не утратила изящества. Остался в моде любимый
материал - солома, которую, используя новейшие технологии, красили во
всевозможные цвета. Солома переплеталась изысканно и причудливо, а
головной убор выходил лаконичным, практичным и, главное, ультрамодным.
Шляпка дамская. Синяя соломка, булавка, страз. СССР, середина ХХ века
В 60-х годах идет так называемая "переработка" стиля 30-х. В моде
небольшие шляпки с косыми полями, которые украшались, как правило,
мягкими бантами из той же материи, что и шляпка. Вуаль, давно
потерявшая свое прямое назначение, теперь служит исключительно
декоративным целям. Обычно, благодаря своей мягкости, это был бархат,
такие шляпки модницы могли украшать массивными булавками с
полудрагоценными камнями, брошками разнообразных форм.
Еще в конце ХХ века, глядя на шляпы, можно было сказать, что время
расцвета их миновало: нет больше роскошных шляп с перьями, хитроумные
замысловатые конструкции из цветов улетели в прошлое, подхваченные
ветром истории. Но пришел новый век, и интерес к шляпке постепенно
возвращается. Пусть пока это взгляд в прошлое - в моде винтаж, пусть
пока это шляпки из комода, но в них есть очарование и неповторимость
эпохи, когда шляпка правила бал, когда из-за этой вещицы дамы проливали
слезы и глотали смертельные пилюли, а кавалеры, на грани безумия,
платили состояния за новый парижский шик!
Самая знаменитая женская шляпка той эпохи носила название «Памела»,
по имени героини романа английского писателя Сэмюэла Ричардсона. Она
была украшена полевыми цветами и колосьями - ведь роман назывался
«Памела, или вознагражденная добродетель». Высота тульи и размер полей
менялись, но шляпа оставалась в моде на протяжении полутора веков,
вплоть до конца XIX столетия.
Шляпа, как и европейский покрой костюма, означали сословную
принадлежность человека. В России XIX века женская шляпка стала
неотъемлемой частью облика любой женщины, которая хотела бы подчеркнуть
свою причастность к иной культуре. Женская шляпка свидетельствовала о
том, что девушка или дама имеют соответствующее образование, знают
правила светского этикета и в театр, на бал или прогулку выберут именно
ту шляпку, которая соответствует случаю...