Денди
- социально-культурный тип 19 века: мужчина, подчёркнуто следящий за
«лоском» внешнего вида и поведения. В отличие от щеголя, не слепо
следует моде, но сам её создает, обладая тонким вкусом, неординарным
мышлением, иронией по отношению к существующим моделям поведения.
Я предлагаю посмотреть сегодня на денди начала 20-го века (в большом количестве мы их найдём на картинках Joseph Christian Leyendecker (1874-1951) и почитать о зарождении такого явления, как дендизм.
К
известным денди относятся Байрон, Джордж Браммел, Гюисманс, Робер де
Монтескью, Оскар Уайльд, Джеймс Уистлер, Бодлер, Макс Бирбом... Чаще
всего денди принадлежали к среднему классу, хотя и вели
аристократический образ жизни.
Денди отличались приятным стилем речи и безукоризненным языком. Многие
из них обладали высокими дарованиями и преуспевали во всем, что они
делали; менее талантливые, если им что-то не удавалось, умели вовремя
остановиться, без особых иллюзий или энтузиазма. Они демонстрировали
джентльменскую выучку - щедрость и великодушие. Эфемерные как молодость
и духи, они все же имели одну постоянную черту - верность в дружбе,
несмотря на позднейшее соперничество".
Большое
внимание денди уделяли своему внешнему виду. Правила «Искусство
одеваться» от Бульвер-Литтона : «Уметь хорошо одеваться — значит быть
человеком тончайшего расчета. Нельзя одеваться одинаково, отправляясь к
министру или к любовнице, к скупому дядюшке или к хлыщеватому кузену:
именно в манере одеваться проявляется самая тонкая дипломатичность. В
манере одеваться самое изысканное — изящная скромность, самое
вульгарное — педантическая тщательность. Одевайтесь так, чтобы о Вас
говорили не «Как он хорошо одет!», но «Какой джентльмен!» Избегайте
пестроты и старайтесь, выбрав один основной спокойный цвет, смягчить
благодаря ему все прочие».
Денди
исповедовали принцип минимализма и связанный с ним принцип «заметной
незаметности» (conspiсuousinconspiсuousness), который лег в основу
современной эстетики мужского костюма. Вместо напыщенной, вычурной
роскоши денди позволяет себе в костюме одну изящную, выразительную
деталь.
Следующий
важный принцип - продуманная (деланная) небрежность. Можно потратить
уйму времени на туалет, но далее необходимо держаться так, как будто в
костюме все сложилось само собой, в порядке случайной импровизации.
«Педантическая тщательность» вульгарна, потому что не скрывает
предварительного напряжения и, следовательно, выдает новичка, который
потея постигает науку прилично одеваться. Вот почему умение завязать
элегантно-небрежный узел на шейном платке стало высоко котироваться
именно в эту эпоху.
В
идеале настоящий денди должен был отличаться стройной комплектацией.
Денди были редкостными чистюлями даже по современным меркам. Истинный
денди узнавался по чистым перчаткам — он их менял по несколько раз в
день; сапоги же были начищены до блеска (по легенде, Браммель чистил
сапоги шампанским). Для костюма денди характерна ещё одна
примечательная деталь. Денди ходили с моноклями, очками, лорнетами,
биноклями — это были предметы модной маскировки. «На известной гравюре
Дэниэла Маклиса 1833 года Дизраэли изображен во всем своем дендистском
великолепии, причем среди его аксессуаров обращает на себя внимание
трость со вделанным моноклем — модная техническая игрушка того времени,
бывшая таким же знаком престижа, как и сотовый телефон сегодня».
Подобные «навороты» в дендистском наряде — не случайный аксессуар: ведь
денди, являясь обладателями безупречного вкуса и образцом для
подражания в мужской моде, выступали беспощадными критиками,
отпускающими краткие, остроумные, язвительные замечания по поводу
погрешностей в костюме или вульгарных манер своих современников,
поражающие с убийственной точностью «Невинных прохожих, чьи плащи на
дюйм слишком длинны или коротки, не умеющих верно подобрать шляпу,
ботинки, панталоны или шейный платок». С помощью своих новомодных
оптических приспособлений, денди в открытую разглядывали прохожих,
гостей бала, дам в театре. Скидка не делалась ни на возраст, ни на
чины, ни на положение в обществе.
Принцип
минимализма проявлялся и в манере речи. Для денди характерны афоризмы.
Речь денди не может быть монотонной и утомляющей: он метко опускает
свои «bonmots» (словечки), которые тут же подхватываются и повсеместно
цитируются. Кроме того, истинный денди никогда не будет повторять
дважды одно и то же.
А теперь три знаменитых правила денди:
- Ничему не удивляться.
- Сохраняя бесстрастие, поражать неожиданностью.
- Удаляться, как только достигнуто впечатление.
«Я
неоднократно наблюдал, что отличительной чертой людей, вращающихся в
светском обществе, является ледяное, несокрушимое спокойствие, которым
проникнуты все их действия и привычки — от самых существенных до самых
ничтожных: они спокойно едят, спокойно двигаются, спокойно живут,
спокойно переносят утрату своих жен и даже своих денег, тогда как люди
низшего круга не могут донести до рта ложку или снести оскорбление, не
поднимая при этом неистового шума». Достойна внимания выбранная фраза:
«спокойно переносят утрату своих жен и даже своих денег».
Новички
в светском обществе старались неукоснительно соблюдать правила этикета,
из кожи вон лезли, чтобы выглядеть светским человеком. Отсюда —
натянутость и неуверенность, а также вычурность манер (преувеличенная
мимика и жестикуляция, форсированное выражение удивления, ужаса или
восторга). Парадокс денди, да и вообще истинно светского человека
заключается в том, что при полном соблюдении светских условностей он
кажется максимально естественным. В чём же секрет такого эффекта?
Почитаем Марселя Пруста: «Благодаря верности вкуса — не в области
прекрасного, а в области поведения — человек светский в самых
непредвиденных обстоятельствах мгновенно улавливает, подобно музыканту,
которого просят сыграть незнакомую ему вещь, какие чувства нужно сейчас
выразить, с помощью каких движений, и безошибочно выбирает и применяет
технические приемы; кроме того, верность вкуса дает светскому человеку
возможность проявлять его, не руководствуясь посторонними
соображениями, а ведь именно эти соображения сковывают стольких молодых
буржуа, во-первых, потому что они боятся, как бы их не подняли на смех
за несоблюдение приличий, а во-вторых, потому, что им не хочется
показаться своим друзьям чересчур уж угодливыми».
В
культуре дендизма сложилось особое понятие — фланирование (от франц.
fleneur), или медленная прогулка по городу — главным образом, с целью
показать себя. Особую роль в тонком искусстве дендистского фланирования
играет плавность, коль скоро медленное движение, как считали в то
время, по сути своей величественно. Мимический аналог медленной походки
— неподвижность лица. Согласно Бальзаку, «плавность движений для
походки то же, что и простота в костюме». Как своего рода специальную
тренировку в горделивой размеренности походки, вероятно, можно
расценить особо модный ритуал, сложившийся в середине XIX века среди
парижских щеголей: прогулки с домашними черепашками. Денди, неторопливо
выгуливающий черепаху в Люксембургском саду, демонстрирует воистину
стоическую невозмутимость и величественную самодостаточность.
Информация из книг О.Вайнштейн