продолжение... Начало тут
Возвращаясь к определению оттенков, можно ли с уверенностью
сказать, что цвет, названный на страницах «Молвы» «цветом алой вишни»,
совпадал с «цветом вишни» или вишневым? Случайно ли здесь дополнение
«алой»? Вполне вероятно, что этот оттенок, модный в 1832 году,
отличался от известного нам сейчас вишневого. Раиса Кирсанова приводит
в своей книге очень показательный пример с другим цветом, называвшимся
éminence, то есть в переводе с фр. - «возвышенный». В 1828 году
«Московский телеграф» истолковывал его как фиолетовый. В 1829-м он
описывается как красно-пурпурный. И, наконец, вскоре тот же «Московский
телеграф» (1829, № 2) пишет «Какой цвет éminence? Спор не окончен: иные
думают, что фиолетовый» (Кирсанова 1995: 158).
Что же касается
вишневого цвета, в начале XIX века он еще не получил устоявшегося
обозначения и назывался очень по-разному. Первым в цветообозначении
было, конечно, французское слово cerise - вишня, черешня. Именно
«цветом cerise» вишневый нередко называется на страницах «Молвы». Затем
возникли русские варианты: образованное от французского слово
«серизовый», транслитерированное, а не переведенное, и, наконец,
попытка описать цвет по-русски словосочетанием «цвет вишни». Хотя, как
замечает исследователь истории цветов Наталья Бахилина, русское
цветообозначение «вишневый» «появляется сравнительно рано, по крайней
мере с конца XIV в.» в древнерусских деловых памятниках (Бахилина 1975:
247).
Не менее разнообразны названия тонов лиловой гаммы, то есть
цвета, получаемые от смешения красного с синим. Pensée - цвет, весьма
популярный в 1830-х годах. Заманчиво перевести его на русский
романтично: «цвет раздумий» (от фр. pensée - мысль, дума, размышление).
Но на самом деле словом pensée по-французски называются анютины глазки.
Этот цветок когда-то получил такое имя по метафорической связи с
размышлениями, думами, воспоминаниями, с напоминанием о смерти. «Молва»
характеризует цвет pensée как лиловый. Латинское же название анютиных
глазок - Viola tricolor - роднит «цвет анютиных глазок» с фиолетовым,
который иногда еще назывался виолетовым. На страницах журнала
встречается и одно и другое название2.
Несколько раз за год на
страницах «Молвы» обязательно назывались «самые любимые» цвета, то есть
наиболее популярные, как мы их сейчас называем «модные». Какими они
бывали?
В начале 1831 года, пишет журнал, «более употребительные
цвета суть: розовый, зеленый (колибри) и желтый» (Молва 1831. № 3: 8);
«шляпки более носят атласные, цветов небесно-голубого, розового и
лилового» (Молва 1831. № 4: 8). К концу года изменяется общий тон
шляпок: они становятся «большей частью темных цветов, например
темно-фиолетовые» (Молва 1831: 271). В то же время «большая часть
платьев цвету bleu Haïti или темно-зеленого» (там же: 384).
В
течение 1831 года в моду все более входит белый цвет: «Платье цветное
теперь редкость, - пишет «Молва», - позволяются однако ж по белому фону
маленькие цветочки» (Молва 1831: 126). Белый становится излюбленным
цветом даже для прогулок верхом: «Амазонское платье, шляпка, галстучек,
штиблеты, даже самый хлыстик должны быть белые» (Молва 1831. № 24: 16).
С зимы 1832 года на балах «белый цвет... господствует над всеми» (Молва
1832: 83). «Почти во всех собраниях в продолжение нынешней зимы
особенно многочисленны были белые платья, за которыми непосредственно
следовали розовые и голубые» (Молва 1832: 56), - пишет обозреватель
«Молвы». Кроме того «лиловый цвет в большом употреблении» (там же:
124). Осенью общая гамма изменяется: «Самые модные теперь цвета
следующие: темный разных теней, зеленый-миртовый, зеленый-изумрудный,
синий разных теней, особенно подходящий к синему Haïti» (там же: 364).
Пиковая дама
На протяжении того же 1832 года в моду постепенно проникает черный
цвет. В магазинах показываются «черные шарфы, вышитые цветными шелками»
(там же: 124). Шляпки легких цветов, «зеленой капусты (vert-choux),
розового и голубого», начинают подбивать черным бархатом (там же: 395).
В результате в 1833 году главным модным цветом становится именно черный.
Однако господство черного цвета в начале XIX века - вовсе не то же
самое, что мода на черный в наши дни. Все-таки абсолютно черный наряд в
те годы ассоциировался не иначе как с трауром. Как известно, траурная
культура была тщательно регламентирована: допускала строго определенные
темные цвета для разных периодов траура, определенные ткани для
платьев, украшения только из нескольких допустимых, тоже черных,
материалов.
Каков же в таком случае модный черный 1830-х годов? Он
всегда идет в паре с одним из ярких тонов. Например, мантильи и
пелерины принято делать черными, но непременно с цветной подкладкой.
«Мантелеты из черной тафты подбивают розовой или голубой тафтой,
которая видна, когда концы мантелета отворачиваются» (Молва 1833: 351).
Важное условие: яркий цвет подкладки должен быть виден, он - часть
цветовой композиции. «Делают также пелеринки из черной тафты, подбитые
цветной тафтой» (там же). То же самое - со шляпками и чепчиками: «С тех
пор как черный цвет появился и на чепчиках, стали их пестрить всякого
рода цветным шитьем. Мелкий горошек зеленый, розовый, голубой, лиловый
и проч. очень оживляет черный тюль» (там же: 510). Если год назад
разноцветные шляпки полюбили подбивать черным, то теперь совершилось
превращение: «Видны шляпки черные атласные, подбитые зеленым, голубым
или лиловым атласом» (там же).
Часто черный используется как фон,
основной тон платья, которое тем не менее раскрашивается другими
красками: «Черный цвет в таком употреблении, что платья, шали, шарфы
все по черной земле. <...> Шарфы из черного тюля вышивают в
проборку мелким узором или гирляндочками из маленьких цветочков,
шелками ярких цветов. Шарфы и шали из китайского крепа или газовые
разных сортов, вышитые также цветным шелком, в большой моде» (там же:
351).
Белые бальные платья, бывшие столь популярными еще в прошлом
году, в 1833 году тоже повсеместно заменяются на черные. Но с тем же
непременным условием: расцветить их яркими тонами: «Черный тюль в
большом употреблении для бальных платьев; его вышивают цветным шелком,
букетами или полосами» (там же).
Появляется и любимый
аккомпанирующий черному цвет: зеленый. «Светло-зеленый цвет в большой
моде, его много употребляют для подкладки черных... кружевных мантилий
и даже подбивают им маленькие чепцы. Этот цвет идет очень к лицу,
особливо когда он соединен с черным...» (там же: 441). И другое
описание: «Как прелестен маленький, черный тюлевый чепчик, вышитый
зелено-капустного цвета (vertchoux) шелком. Подложен зеленым газом»
(там же: 510).
Появляются даже особые аксессуары и украшения,
соответствующие новой моде: «Черный цвет до того владычествует, что его
употребляют сколько только можно; даже и в цветы, которые прикалывают к
шляпкам или волосам; роза, называемая роза-негр, делается в середине
розовая, а по краям черная» (там же: 484).
Дубровский
Окончание можно прочесть здесь.
http://www.fashiontheory.ru/ru/journals/12/1/