Приветствую Вас Гость | RSS
Суббота
23.11.2024, 16:32
Одежда-макраме
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Categories
Макраме [62]
Полезное [34]
Мода [34]
Рукоделие [87]
Кино,актеры [5]
История появления вещей [40]
для детей своими руками [28]
Дизайн, Интерьер [36]
Куклы [9]
интересные Рецепты [11]

Archive

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Block title
free counters бесплатный счетчик посещений
widget

Главная » Статьи » Мода

Модные расцветки 1830-х годов. Журналы и пушкинские герои, часть 2

Модные расцветки 1830-х годов. Журналы и пушкинские герои, часть 2

развернуть

продолжение... Начало тут

Возвращаясь к определению оттенков, можно ли с уверенностью сказать, что цвет, названный на страницах «Молвы» «цветом алой вишни», совпадал с «цветом вишни» или вишневым? Случайно ли здесь дополнение «алой»? Вполне вероятно, что этот оттенок, модный в 1832 году, отличался от известного нам сейчас вишневого. Раиса Кирсанова приводит в своей книге очень показательный пример с другим цветом, называвшимся éminence, то есть в переводе с фр. - «возвышенный». В 1828 году «Московский телеграф» истолковывал его как фиолетовый. В 1829-м он описывается как красно-пурпурный. И, наконец, вскоре тот же «Московский телеграф» (1829, № 2) пишет «Какой цвет éminence? Спор не окончен: иные думают, что фиолетовый» (Кирсанова 1995: 158).
Что же касается вишневого цвета, в начале XIX века он еще не получил устоявшегося обозначения и назывался очень по-разному. Первым в цветообозначении было, конечно, французское слово cerise - вишня, черешня. Именно «цветом cerise» вишневый нередко называется на страницах «Молвы». Затем возникли русские варианты: образованное от французского слово «серизовый», транслитерированное, а не переведенное, и, наконец, попытка описать цвет по-русски словосочетанием «цвет вишни». Хотя, как замечает исследователь истории цветов Наталья Бахилина, русское цветообозначение «вишневый» «появляется сравнительно рано, по крайней мере с конца XIV в.» в древнерусских деловых памятниках (Бахилина 1975: 247).
Не менее разнообразны названия тонов лиловой гаммы, то есть цвета, получаемые от смешения красного с синим. Pensée - цвет, весьма популярный в 1830-х годах. Заманчиво перевести его на русский романтично: «цвет раздумий» (от фр. pensée - мысль, дума, размышление). Но на самом деле словом pensée по-французски называются анютины глазки. Этот цветок когда-то получил такое имя по метафорической связи с размышлениями, думами, воспоминаниями, с напоминанием о смерти. «Молва» характеризует цвет pensée как лиловый. Латинское же название анютиных глазок - Viola tricolor - роднит «цвет анютиных глазок» с фиолетовым, который иногда еще назывался виолетовым. На страницах журнала встречается и одно и другое название2.
Несколько раз за год на страницах «Молвы» обязательно назывались «самые любимые» цвета, то есть наиболее популярные, как мы их сейчас называем «модные». Какими они бывали?
В начале 1831 года, пишет журнал, «более употребительные цвета суть: розовый, зеленый (колибри) и желтый» (Молва 1831. № 3: 8); «шляпки более носят атласные, цветов небесно-голубого, розового и лилового» (Молва 1831. № 4: 8). К концу года изменяется общий тон шляпок: они становятся «большей частью темных цветов, например темно-фиолетовые» (Молва 1831: 271). В то же время «большая часть платьев цвету bleu Haïti или темно-зеленого» (там же: 384).
В течение 1831 года в моду все более входит белый цвет: «Платье цветное теперь редкость, - пишет «Молва», - позволяются однако ж по белому фону маленькие цветочки» (Молва 1831: 126). Белый становится излюбленным цветом даже для прогулок верхом: «Амазонское платье, шляпка, галстучек, штиблеты, даже самый хлыстик должны быть белые» (Молва 1831. № 24: 16). С зимы 1832 года на балах «белый цвет... господствует над всеми» (Молва 1832: 83). «Почти во всех собраниях в продолжение нынешней зимы особенно многочисленны были белые платья, за которыми непосредственно следовали розовые и голубые» (Молва 1832: 56), - пишет обозреватель «Молвы». Кроме того «лиловый цвет в большом употреблении» (там же: 124). Осенью общая гамма изменяется: «Самые модные теперь цвета следующие: темный разных теней, зеленый-миртовый, зеленый-изумрудный, синий разных теней, особенно подходящий к синему Haïti» (там же: 364).


Пиковая дама


На протяжении того же 1832 года в моду постепенно проникает черный цвет. В магазинах показываются «черные шарфы, вышитые цветными шелками» (там же: 124). Шляпки легких цветов, «зеленой капусты (vert-choux), розового и голубого», начинают подбивать черным бархатом (там же: 395). В результате в 1833 году главным модным цветом становится именно черный.
Однако господство черного цвета в начале XIX века - вовсе не то же самое, что мода на черный в наши дни. Все-таки абсолютно черный наряд в те годы ассоциировался не иначе как с трауром. Как известно, траурная культура была тщательно регламентирована: допускала строго определенные темные цвета для разных периодов траура, определенные ткани для платьев, украшения только из нескольких допустимых, тоже черных, материалов.
Каков же в таком случае модный черный 1830-х годов? Он всегда идет в паре с одним из ярких тонов. Например, мантильи и пелерины принято делать черными, но непременно с цветной подкладкой. «Мантелеты из черной тафты подбивают розовой или голубой тафтой, которая видна, когда концы мантелета отворачиваются» (Молва 1833: 351). Важное условие: яркий цвет подкладки должен быть виден, он - часть цветовой композиции. «Делают также пелеринки из черной тафты, подбитые цветной тафтой» (там же). То же самое - со шляпками и чепчиками: «С тех пор как черный цвет появился и на чепчиках, стали их пестрить всякого рода цветным шитьем. Мелкий горошек зеленый, розовый, голубой, лиловый и проч. очень оживляет черный тюль» (там же: 510). Если год назад разноцветные шляпки полюбили подбивать черным, то теперь совершилось превращение: «Видны шляпки черные атласные, подбитые зеленым, голубым или лиловым атласом» (там же).
Часто черный используется как фон, основной тон платья, которое тем не менее раскрашивается другими красками: «Черный цвет в таком употреблении, что платья, шали, шарфы все по черной земле. <...> Шарфы из черного тюля вышивают в проборку мелким узором или гирляндочками из маленьких цветочков, шелками ярких цветов. Шарфы и шали из китайского крепа или газовые разных сортов, вышитые также цветным шелком, в большой моде» (там же: 351).
Белые бальные платья, бывшие столь популярными еще в прошлом году, в 1833 году тоже повсеместно заменяются на черные. Но с тем же непременным условием: расцветить их яркими тонами: «Черный тюль в большом употреблении для бальных платьев; его вышивают цветным шелком, букетами или полосами» (там же).
Появляется и любимый аккомпанирующий черному цвет: зеленый. «Светло-зеленый цвет в большой моде, его много употребляют для подкладки черных... кружевных мантилий и даже подбивают им маленькие чепцы. Этот цвет идет очень к лицу, особливо когда он соединен с черным...» (там же: 441). И другое описание: «Как прелестен маленький, черный тюлевый чепчик, вышитый зелено-капустного цвета (vertchoux) шелком. Подложен зеленым газом» (там же: 510).
Появляются даже особые аксессуары и украшения, соответствующие новой моде: «Черный цвет до того владычествует, что его употребляют сколько только можно; даже и в цветы, которые прикалывают к шляпкам или волосам; роза, называемая роза-негр, делается в середине розовая, а по краям черная» (там же: 484).


Дубровский


Окончание можно прочесть здесь.


http://www.fashiontheory.ru/ru/journals/12/1/

Ключевые слова: мода, ретро
Категория: Мода | Добавил: macrame-clot-25 (27.12.2009)
Просмотров: 1362 | Теги: история моды | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Block title

Block title
Оцените мой сайт
Всего ответов: 118

Block title
Наши работы на ярмарке мастеров!
Подарки, одежда, бижутерия ручной работы - Ярмарка Мастеров

необычные подарки
ручная работа
www.LoveMade.ru

Ресурсы рукодельного интернета Rukodelie.net - сайт о вязании и рукоделии Сайт Мир Макраме Галерея фонов, рамки и клипарт на сайте Lenagold

Copyright MyCorp © 2024