Маркетри довольно кропотливый и сложный вид исусства.
Маркетри (франц. marqueterie), вид мозаики
из фигурных пластинок фанеры (различных по цвету и текстуре), которые
наклеиваются на основу. М. применяется при изготовлении мебели и других
бытовых предметов, а также панно. Наивысшего расцвета искусство М.
достигло в 17—18 веках во Франции и Германии.
Он появился в XVI веке, сейчас возрождается благодаря небольшому
количеству мастеров безгранично влюбленных в красоту дерева и его
возможностей декоративной реализации художественного видения. В мире
много людей увлекаются маркетри только как хобби. Профессионалов
встретить можно очень редко. У нас в стране их не больше десятка, все
друг друга знают в лицо, либо очень наслышаны. Некоторых маркетри
связало еще и крепкой дружбой:). Увы, о этой технике говорят немного,
так как люди в основном даже не догадываютсмя об этом красивейшем виде
искусства. Оно остается дорогим видом хобби.
Маркетри- это своеобразная мозаика, в чем-то даже декупаж:), из
деревянных кусочков шпона (шпон- это тоненькие пластины разных пород
дерева толщиной от одного реже до 3 мм.) острыми маленькими ножиками
вырезаются фрагменты, которые как мозаику собирают в картины, и их
потом клеют на поверхность мебели, либо основу для картин,также можно
создать изумительные шкатулки или можно сделать витраж из дерева, что,
к слову, очень трудно но безумно красиво и дорого. Хотя называть способ
сборки мозаикой тоже не совсем верно, это такой своеобразный пазл,
который художник складывает используя шпон как краски, рисуя им целые
фрагменты похожие на цветы, облака, бабочек:)
Разнообразие текстуры дерева и цвета дают неограниченные возможности
для творчества. Это могут быть совершенно разные стили от ренессанса и
барокко до модерна..
Огромное количество технических приемов, открытых в наше время, еще
больше захватывают возможностями этого чудесного материала- дерева.
Здесь добавляю работу для интерьера, где совмещены витраж с подсветкой сзади и маркетри на стене витраж с тюльпанами, который слева от двери
Маркетри (франц. marqueterie) - художественный набор из различных поцвету деревянных пластинок
с наклеиванием на основу. Основой является многослойная фанера или
украшаемое изделие: мебель, пианино. Кусочки набора подклеиваются с
обратной стороны клейкой бумажной лентой. Сам набор наклеивается
лицевой стороной на основу под прессом.
Условия
для появления маркетри появились после изобретения во второй половине
XVI в. станка для производства пеленного шпона (шпон
- тонкий лист древесины). С этого момента шпоном стали ценные породы
древесины: черное, красное, розовое ими стали облицовывать мебель из
местных недорогих пород.
Интересна
технология получения самого шпона — древесный ствол, вращаясь вокруг
продольной оси, по касательной обрезается острым ножом наподобие
точилки для карандашей, правда "точилка" несколько покрупнее,
называется лущильный станок
(на больших листах фанеры заметны повторения рисунка или отверстий от
сучков). Существуют также строгальные и фанеропильные станки.
В маркетри существуют два процесса.Интарсия- врезка по определенному рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другой породы или другого цвета древесины. Облицовывание - нанесение всего набора на украшаемую поверхность изделия.
Интарсия- фигурное изображение, узоры из пластинок дерева, разных по текстуре, цвету, врезанных в деревянную поверхность. Интарсия, выполняется также, как и инкрустация.
Особенности
интарсии: при интарсии отдельные деревянные пластинки, составляющие
узор, плотно пригоняют по кромкам, склеивают и вкладывают в массив
украшаемого предмета, где режущим инструментом заранее выбирают
углубления, равное толщине набора. Лицевую сторону пластинок тщательно
сглаживают и полируют. Нижнюю поверхность оставляют шероховатой для
лучшего сцепления с основой. При интарсии в качестве фона для мозаичных
украшений выступает массив древесины изделия.
Пик
расцвета интарсии достиг в эпоху Возрождения в Италии. Только во
Флоренции в середине 15 в. работало более 80 мастерских. Мозаикой
украшали в основном церковную мебель и утварь. Методами украшения
служили геометрические и растительные орнаменты. Для фона применялись
темные породы древесины. Для рисунка - светлые, и наоборот. Зародилась
интарсия в Древнем Египте, где древесину с красивой текстурой и ярким
цветом стали применять для инкрустации деревянных изделий наряду со
слоновой костью, металлом, перламутром, камнями. Древние греки, чтобы
изменить цвет древесины, пропитывали ее маслом, квасцами, кипятили в
краске. Изготовляли из кипариса, кедра так же саркофаги. Украшали их
орнаментами растительных форм, применяя самшит, клен, железное дерево,
кизил. С развитием мастерства орнаментальные композиции усложнились.
Стали появляться многоугольные перспективные изображения городских
улиц, сцен из повседневной жизни, исторических событий. При
изготовлении сюжетных наборов стали применять гравирование, травление,
обжиг древесины. Из Италии интарсия проникла во Францию, Германию и
другие страны Центральной Европы.
Наиболее
ответственной и трудной задачей является художественное решение,
композиция задуманного сюжета. Поэтому лучше сразу принять во внимание,
что маркетри является видом декоративно-прикладного искусства, и
исполнитель берет на себя задачи художника. Иной, более поверхностный
подход к маркетри приведет или к творческому тупику, несмотря на
многолетний практический опыт, или к несерьезной работе. Зритель,
рассматривая работу мастера и убедившись, что она выполнена из
натуральных пород древесины, невольно заинтересовывается и проникается
уважением к труду художника. Здесь сказывается не только то
обстоятельство, что ручной труд и эстетически оценивается выше
машинного, но также подсознательная оценка долговечности, надежности
работы.
Маркетри с уточненным цветом фанерок
Цвет
древесины сильно меняется после обработки поверхности набора в маркетри
и покрытия ее лаком. При серьезной работе маркетрист, как художник, не
будет удовлетворен процессом набора почти вслепую, когда настоящая
цветовая композиция маркетри появится перед ним только после полировки
лакового покрытия, а точнее, после того, как древесина под действием
света и иных факторов устоится в цвете. Последнее замечание относится
особенно к некоторым красным породам дерева, например акажу. Цвет акажу
за несколько месяцев темнеет до такой степени, что в сравнении с буком
из более светлого превращается в более темный. Такие досадные
огрехи заставляют иногда предпринимать переделки в законченной работе:
соскабливать в этом месте слой лака, делать замену частей набора и
заново полировать. Указанные недостатки можно почти полностью
ликвидировать, если набор в маркетри вести из фанерок, уже
предварительно слегка ошкуренных и покрытых двумя-тремя слоями лака. В
этом случае, когда нужны будут иные цвета фанерок, предварительно не
покрытых лаком, это можно сделать непосредственно перед их подборкой и
наклеиванием. Таким образом работа превращается в мозаичный набор.
Как и в живописи, она требует более длительного времени, обязательной
замены, часто неоднократной, ранее найденных участков цвета на новые
после того, как будут выполнены в цвете соседние. Здесь будет
действовать известный в живописи принцип отношения цвета: цвет данного
участка зависит от цветового окружения. Данный прием вызовет
технические затруднения в наклеивании набора на основу, а также большую
жесткость фанерок при резании. После того как набор маркетри
скреплен обычными бумажными подклейками с обратной стороны, его
наклеивают лицевой стороной на плотную бумагу (ватман) с помощью
резинового клея. Бумажные наклейки после этого счищаются, и набор
наклеивается счищенной стороной, как обычно, на основу. В этом случае
изображение после наклейки остается прямым, а не обратным, что также
имеет свои преимущества при работе. Перед наклеиванием на основу надо
внимательно просмотреть поверхность набора и прошлифовать фанерки с
проникшим через них лаком. Наклеенная резиновым клеем бумага легко
снимается, набор выравнивается шлифовкой и обрабатывается также, как
было описано выше. Возможные при этом посветления отдельных фанерок
объяснимы: со временем они вернут тот цвет, который имели в момент
набора (если, конечно, они были покрыты лаком задолго до набора).